Меню

Юсуф аль лакзи the al zuras deck карты таро

Юсуф ал-Лакзи

Автор Прозоров С.М.

л-Лакзи Юсуф ибн ал-Хусайн ибн Дауд Абу Якуб ал-Факих ал-Баби (умер до 1089-90 г.) — знаток хадисов и придворный историограф династии Аглабидов, правителей Баб ал-абваба (Дербента). Последователь школы аш-Шафии. Родом из «страны лезгин» (Билад лакз). Обучался в Багдаде у шафиита Абу-л-Музаффара ac-Самани (умер в 1096 г.), деда автора «Китаб ал-ансаб» Абу Сада. Был знаком и с Абу Бакром ac-Самани, сыном Абу-л-Музаффара.

Сын ал-Лакзи — Абу Абдаллах ал-Хасан (умер в середине XII века) — избрал суфийский Путь и проповедовал ашаритские взгляды. Он учился в Багдаде у суфия-ашарита Ибн аз-Захра ат-Турайсиси (умер в 1103 г.), последователя школы Абул Касима ал-Кушайри (умер в 1071 г.), с сыном которого, Абу Насром, он постигал суфийский Путь в рибате Абу Сада ас-Суфи. Ал-Хасан ал-Лакзи был особенно близок к суфию-шафииту Абу Исхаку Ибрахиму ибн Мухаммаду ас-Суфи (умер в 1148 г.), ученику Абу Хамида ал-Газали.

Ал-Лакзи — автор хроники Дарбанд-нама, важнейшего источника по истории ислама на Кавказе. До настоящего времени под этим названием подразумевалось компилятивное сочинение XVII века Мухаммада ал-Аваби ал-Акташи. Известное в многочисленных персидских, арабских, тюркских и дагестанских списках, оно выдержало целый ряд комментированных изданий на английском, немецком, русском, французском и других языках. Однако проблема его протографа X-XII веков, о существовании которого говорили многие исследователи, до сих пор не была решена из-за отсутствия достаточных фактических данных. Раскрыть некоторые аспекты этой проблемы позволяет изучение новых источников. В частности, один из ближайших учеников ал-Лакзи Абу Бакр Мухаммад ад-Дарбанди (ум. в первой половине XII века) — на рубеже XI-XII веков написал объемистый суфийский энциклопедический словарь «Райхан ал-хакаик ва-бустан ад-дакаик» («Базилик истин и сад тонкостей»), который сохранился до наших дней. Из рукописи этого сочинения явствует, что в конце XI века в Дербенте с помощью Сельджукидов произошла смена власти: правление династии Хашимидов было пресечено, к власти пришли Аглабиды, представители местной знати. Именно по этой причине Маммус ал-Лакзи, историограф Хашимидов и автор «Тарих Баб ал-абваб ва-Ширван», был вынужден прервать повествование своей хроники и бежать из Дербента. Аглабиды нуждались в серьезном обосновании своих политических претензий на верховенство в Дербентском эмирате, поэтому появление проаглабидского источника было закономерным.

Исследования показывают, что ал-Акташи писал свой труд действительно с использованием нескольких протографов, один из которых принадлежал к ярко выраженной проаглабидской ориентации. Существование проаглабидского источника, которым располагал ал-Акташи, допускал и В. Ф. Минорский, правда, лишь в качестве одной из возможных версий. Решение этого вопроса позволило бы помимо всего прочего выявить степень достоверности различных сведений Дарбанд-нама: некоторые фрагменты источника, представляющие собой попытки историографа Аглабидов намеренно удревнить этот род и подвести под его претензии фундамент традиций, по сей день воспринимаются исследователями без должного критического анализа. То обстоятельство, что проаглабидский протограф Дарбанд-нама содержит массу неточностей и ошибок, которых нет в «Тарих Баб ал-абваб ва-Ширван», показывает, что автор его не был знаком с этой хроникой. Таким образом, протограф этого сочинения, точнее, первоначальная версия Дарбанд-нама, давшая название позднейшей компиляции ал-Акташи, могла быть написана после прихода к власти Аглабидов (1075 г.), но до появления в Дербенте хроники (после 1106 г.). Самого автора ее следовало бы искать среди дербентских историков, симпатизировавших Аглабидам. Об этом прямо говорит Мухаммад ад-Дарбанди в своем Райхан ал-хака’ик: в ходе политического противоборства в городе некоторые дербентские шайхи открыто выступили на стороне Аглабидов. Наиболее ревностным сторонником новой власти показал себя именно ал-Лакзи. О его преданности Аглабидам свидетельствует хотя бы тот факт, что, когда суфийская верхушка, поддержанная народом, выступила в Дербенте против эмира с требованием выпустить из тюрьмы судью Абу Муаммара и его сына, отсидевших свой срок, он сначала отправил своего ученика Мухаммада ад-Дарбанди понаблюдать за этими событиями, а затем сам отправился отговаривать от выступлений их главного зачинщика — суфия Абул Хасана ал-Джурджани.

Сочинение некоего Юсуфа ад-Дарбанди, озаглавленное Дарбанд-нама, уже упоминалось в научной литературе в числе исторических источников, созданных в XIX веке. Однако данная рукопись так и не была атрибутирована. Личность автора также оставалась неизвестной: ни один автор XIX века не упоминает Юсуфа ад-Дарбанди как своего современника. С другой стороны, вряд ли компиляция нового времени была бы названа столь известным именем. Несомненно, что здесь имеется в виду «Дарбанд-нама» ал-Лакзи (один из списков этого сочинения может быть датирован и XIX веком). Зная, что ал-Лакзи скончался до 1089-90 г., можно сузить хронологические рамки написания первоначального Дарбанд-нама до 80-х гг. XI века.

Читайте также:  Таро колесо судьбы ответ да или нет

Прозоров С.М.

Станислав Михайлович Прозоров (род.1938) — советский и российский исламовед. Основные направления его исследований — историография и источниковедение раннего и средневекового ислама, история и идеология шиитского ислама, ислам как религиозная система, идейные течения и расхождения в исламе, исламская догматика, арабо-мусульманские рукописи, ислам в России. Публикации и научная деятельность Прозорова посвящены истории «классического» ислама.

© Источник: Прозоров С. М. Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Выпуски 1-4. — М., 1998—2003. Вып.1

Источник

Юсуф аль-Лакзи, влияние аль-Газали и Дарбанд-нама

Умма мусульман России – обладатель невероятно глубокого духовного, интеллектуального и культурного наследия. Однако наша трагедия в том, что мы плохо знаем о своем богатейшем наследии.

Восстановление целых исторических пластов, хроник, фактов и имен – займет у нас многие десятилетия. Мы все методично должны вести эту работу, извлекая из глубин истории все больше неизвестных широкому читателю фактов и имен.

Сын Лакза

Одним из таких забытых нашим поколением имен является крупный ученый, мыслитель и историограф Юсуф аль-Лакзи . Его имя уже свидетельствует, что он подчеркивал свое происхождение из «страны лезгин» — «Лакз», как она называлась в средние века.

Жизнь его пришлась на 11 век в легендарном Дербенте. Согласно господствовавшей в то время арабской традиции, он носил длинное имя Юсуф аль-Лакзи ибн аль-Хусайн ибн Дауд Абу Якуб аль-Факих аль-Баби.

Кстати добавление аль-Баби в его длинной родословной указывает именно на его дербентское происхождение. Поскольку долгое время, до появления персидского названия «Дарбанд», Дербент носил арабское имя «Баб» — «ворота», или более полный вариант «Баб уль-Абваб» — «ворота ворот».

Юсуф аль-Лакзи умер, примерно, в 1089 или 1090 году. Он был знатоком хадисов – преданий пророка Мухаммада (мир ему) и придворным историографом династии Аглабидов, правителей Баб аль-Абваба (Дербента).

Эхо аль-Газали в Багдаде

Юсуф аль-Лакзи был также крупным знатоком фикха — мусульманского права в рамках шафиитской школы. Обучался праву он в Багдаде у известного факиха (знатока фикха) Абу-ль-Музаффара ac-Самани, деда автора «Китаб ал-ансаб» Абу Сада.

В период своей учебы в Багдаде Юсуф аль-Лакзи был знаком и с Абу Бакром ac-Самани, сыном Абу-ль-Музаффара. Кстати в Багдаде же учился и сын самого Юсуфа аль-Лакзи — Абу Абдаллах аль-Хасан, живший в первой половине 12 века.

Абу Абдаллах, сын аль-Лакзи, учился в Багдаде у известного суфийского шейха ибн аз-Захра ат-Турайсиси. Что интересно, сын аль-Лакзи был особенно близок к еще одному шафиитскому ученому Абу Исхаку Ибрахиму ибн Мухаммаду ас-Суфи, ученику самого Абу Хамида аль-Газали.

Абу Хамид аль-Газали был выдающимся мыслителем своего времени. Его труды способствовали развитию систематического представления суфизма и его интеграции в ортодоксальный суннитский ислам.

Аль-Газали детально изучал положения всех основных направлений исламской мысли от исламской теологии, суфизма, права и логики до философии. Вполне очевидно, что, жизнь в один период с таким крупным ученым как аль-Газали не могло не оказать на них его интеллектуального влияния.

Авторство Дарбанд-нама

Юсуф аль-Лакзи, являвшийся историографом дербентской династии, сегодня считается одним из наиболее вероятных авторов первоначальной версии исторической хроники «Дарбанд-нама» — важнейшего источника по истории Кавказа.

Книга содержит также ценные сведения по истории Дагестана 5-11 веков, включая обширные области южнее Самура, ныне входящие в состав Азербайджана. Но вокруг авторства данного труда долгое время велись споры.

Поскольку до недавнего времени под «Дарбанд-нама» подразумевалось компилятивное сочинение 17 века другого автора – Мухаммада аль-Аваби аль-Акташи из дагестанского Эндирея.

Это известное в многочисленных персидских, арабских, тюркских и дагестанских списках сочинение. Молдавский господарь, впоследствии российский князь Дмитрий Кантемир в 1722 году впервые перевёл «Дарбанд-нама» на латинский язык и тем самым ввёл в научный оборот.

С тех пор оно выдержало целый ряд комментированных изданий на английском, немецком, русском, французском и других языках. Однако, выясняется, что аль-Акташи написал свою версию своего сочинения на более ранней версии 11 века с тем же названием.

Читайте также:  Карты таро сила император мир

Но долгое время установиться авторство первоначальной версии «Дарбанд-нама», о существовании которой говорили многие исследователи, до сих пор не могла быть решена из-за отсутствия достаточных фактических данных.

Позднее стало известно, что первоначальная версия «Дарбанд-нама», давшая название позднейшей компиляции аль-Акташи, могла быть написана именно в период жизни историографа дербентской династии Аглабидов – Юсуфа аль-Лакзи .

Источник

Неожиданная версия происхождения карт Таро — спрашиваем у карт

В этой статье мы обсудим основные теории происхождения карт Таро, а потом спросим у самих карт, как они появились. Результат гадания вас сильно удивит — он действительно неожиданен! Запись гадания и трактовку вы сможете увидеть в конце статьи.

Откуда взялись карты Таро? Существует несколько легенд на этот счет — мы рассмотрим основные.

Версия 1. Цыганская. Итак, есть легенда, по которой Таро изобрели цыгане. Гадания у большинства людей ассоциируются с цыганами — так уж повелось, что этот народ, столетиями зарабатывая гаданиями (причем в большинстве случаев у цыган это мошенничество), стал прочно ассоциироваться с мистикой. Возможно, только это и обусловило соотношение в народе Таро с цыганами. Но они в любом случае этим воспользовались, охотно присвоив появление Таро, и придумали легенду, которую и принялись активно популяризировать. По цыганской версии, некие Высшие Силы увидели, что на земле полным-полно людей злых, не уважающих мироздание. Они испугались, что мир уничтожит сам себя (а точнее, люди уничтожат мир), если скрытые знания о Вселенной и её законах будут доступны каждому. И тогда Высшие Силы зашифровали эти тайные послания в 78 изображениях, которые передали странникам — собственно, цыганам.

Цыгане также распустили другую популярную легенду: будто бы они сами — выходцы из Египта (это не так, антропологи давно выяснили, что цыганский народ происходит из Индии). Таинственный Египет в 19 веке был “в моде”, поэтому причины появления легенды понятны. Это дало им возможность использовать и “египетскую” версию Таро (мы рассмотрим ее ниже) — мол, никаких противоречий, Таро из Египта и мы из Египта, а изобретатели Таро по-прежнему Высшие Силы.

На самом деле маловероятно, что Таро изобрели цыгане (или передали цыганам некие Силы), как минимум потому что Таро в Европе были известны лет за сто до массового появления там цыган. Однако цыгане к истории Таро все-таки имеют прямое отношение: именно благодаря этим кочевникам Таро стали повсеместно известны в Европе.

Версия 2. Египетская. По легенде, в Древнем Египте был храм с 22-мя комнатами, на стенах которых были изображены символические картины: от них и произошли Старшие арканы. Другая версия говорит, что Таро произошли от виньеток древнеегипетской Книги Мёртвых, но эти рисунки на самом деле наносились на стены священных сооружений — гробниц, так что версии можно соотнести.

О вероятности “египетских” корней Таро впервые заговорил Кур де Жебелен. Он писал в пятом томе «Первобытного мира» (1778): «Таро. Карточная игра, распространенная в Германии, Италии и Швейцарии. Это игра египетская, как мы ещё однажды покажем; её название состоит из двух восточных слов, Tar и Rha (Rho), и означает «царский путь». Это заявление было сделано до открытия розеттского камня в 1799 и, соответственно, до того, как были расшифрованы египетские иероглифы. В итоге никаких Tar и Rha в египетском языке не оказалось, да и никаких документальных свидетельств происхождения Таро из Египта нет, ни в каких реальных древнеегипетских источниках такая “игра” не упоминается. Так что версия сомнительная. Скорее всего, легенда появилась по тем же причинам, по каким и цыгане затесались в египтян: Египет был в моде, овеян ореолом тайн, поэтому все, что связано с магией и мистицизмом, как-то автоматически соотносилось с Египтом.

Версия 3. Каббалистическая. Двадцать две буквы и 10 сефирот в Каббале — основа системы Таро, как считают придерживающиеся этой версии мастера. Они называют отправной точкой в истории Таро 300 год н. э.- примерную дату создания «Сефер Йецира», фундаментального труда по Каббале. Но в реальности первые версии Таро имели с системой Каббалы гораздо меньше общего, а каббалистическая символика была специально добавлена конкретными мастерами в их колоды. Глубокая коренная связь Таро и Каббалы представляется надуманной.

Прочие версии. Есть такая гипотеза: Таро — наследие Атлантиды, а происхождение карт и вовсе внеземное. А еще некоторые говорят, что 22 Старших Аркана — шифрованная запись вероучения монашеского ордена тамплиеров. Они, мол, с помощью карт передавали знания, не предназначавшиеся для чужих глаз. Есть легенда, что Таро родом из Индии и попали в Европу благодаря цыганам; что их изобрели арабы, а в Европу доставили рыцари-крестоносцы; что в Индии Таро являлись чем-то вроде шахмат.

Читайте также:  Таро манара любит не любит

Но документальных подтверждений хоть одной из приведенных выше гипотез нет.

Есть другие — подтверждающие, что Таро — продукт западной культуры, городской цивилизации. Но и тут не все однозначно. Считается, что упоминания о Таро появились в XIII веке — за век до прихода в Европу цыган. Но и эти упоминания относительны: из них непонятно, что речь идет именно о предсказательных картах, и нет их описания. Первые задокументированные изображения Старших Арканов появились лишь в 1392 году во Франции: Карл IV попросил придворного художника нарисовать ему колоду карт. Получились 22 карты, оформленные шикарно: телячья кожа, золото, рубашки, инкрустированные серебром. Изобрел ли художник их сам? Более вероятно, что он все-таки брал за основу какую-то карточную систему. Какую, откуда — остается загадкой.

В первой половине 15 века итальянец Франческо Сфорц и его супруга Бьянка Мария Висконти заказали художнику 78 карт — так появилась привычная нам система. Новая колода получила название Таро Висконти-Сфорца, имя художника — Бонифацио Бембо.

Что касается происхождения самого названия, то первоначально карты назывались «карты триумфов (козырей)» (итал. carte da trionfi), однако около 1530 г. итальянское слово «tarocchi» (в ед. ч. «tarocco») начинает использоваться, чтобы отличить игру с Таро от игры с обычными козырями. Да, Таро использовалось в карточной игре, похожей на бридж. Причем в нее играют и сейчас, особенно во Франции. Откуда взялось это tarocchi? Наиболее вероятно французское происхождение слова. В 15-16 вв. люди, занимавшиеся во Франции изготовлением карт, называли себя «таротье». Некоторые считают, что слово происходит от арабского “турук” — “пути” или от арабского “тарака” — “оставлять, бросать”, это, якобы, опять же роднит Таро с арабским миром. По мнению других, название происходит от скрещивающихся линий на рубашке карт — такое оформление носило название tarotee.

Как видите, легенд о происхождении карт масса. Давайте спросим у самих карт — как они появились?

Результат гадания очень неожиданен: родина Таро — теплая, приморская страна, богатая, европейская, расположенная на юге, процветающая и активно помогающая другим народам, ведущая военные действия, но больше как чей-то союзник. Напомнила мне об античном мире, но по датам, проявившимся в гадании (5-6 века) — что-то позже. Создатель Таро — человек, учитель, философ, путешественник или даже скиталец, достаточно, видимо, известный, поскольку он именно учил, выступал. В период создания Таро во главе страны была женщина, но в качестве скрытой фигуры — не непосредственный правитель. В те времена шло активное расселение народов, велось много войн. А страна впоследствии существенно пострадала от изменения климата.

Друзья, пораздумав и порывшись в Сети, я узнала в описании Византию. В 4-6 веках она действительно процветала, вела войны, активно участвовала в жизни других народов. Страна располагалась у берегов нескольких морей, а одной из причин падения Византии современные исследователи называют изменение климата. Интересно, что в первой половине 6 века на жизнь Византии во всех областях существенно влияла супруга императора Юстиниана I — Феодора, она даже говорила, что император не принимает ни одного решения, не посоветовавшись с ней. В те годы были несколько выдающихся философов, имена которых сохранились в истории: Симпликий, Стефан Александрийский, Иоанн Грамматик, Давид Анахт. Мог ли кто-то из них создать систему, выросшую впоследствии в Таро? Правда, я не спрашивала, был ли этот учитель родом из описанной страны, или только в момент создания системы он находился там. Учитывая, что он был путешественником, то мог лишь находиться в Византии проездом, по каким-то делам.

Слышали ли вы когда-либо о связи Таро с Византией?

Интересно ли вам узнать об этой связи больше? Я уже нашла интересные материалы и готова сделать мини-исследование на основе различных публикаций историков.

Источник

Adblock
detector