Меню

Карты таро история происхождения

История карт Таро — кто придумал и как создавались колоды

Игральные карты попали в Европу через завоеванную арабами часть Пиренейского полуострова примерно в 70-х годах XIV века. Здесь по видимому и начинается история карт Таро. По крайней мере мы будем предполагать так.

Несмотря на осуждение и прямые запреты духовенства игра быстро распространялась и уже на рубеже XV столетия добралась до Италии.

История возникновения карт Тарокки

Символические колоды (наборы с рисованными козырями — будущие Таро) — местное итальянское изобретение. Старейшие известные пачки (колоды появились позднее) создавались предположительно в 1420-1450 годах. По заказу членов аристократических семей Висконти и Сфорца. Общее количество дошедших до нашего времени карт — 271.

Специалисты, изучающие историю происхождения Таро, делят их на 15 наборов по манере исполнения, цветовой гамме, материалу, размеру. Наибольший из них (написанный предположительно художником Бонифацио Бемпо) состоит из 74 карт. Не хватает Падающей Башни, Дьявола, Рыцаря масти Монет и Тройки Мечей.

На Козырях отсутствуют названия или числовые обозначения. Скорее всего игра была широко распространена и участники свободно ориентировались в старшинстве и значении картинок. Количество и первоначальный порядок ранних североитальянских Старших Арканов неизвестны (эти данные позаимствованы из более позднего Марсельского Таро).

Наряду с Висконти-Сфорца существовало несколько наборов символических карт, (например, наборы Мантенья и Минкиати), но они не выдержали испытания временем.

Все Козыри, датированные XV веком, созданы в Италии. Термин «тарокки», которым обозначались колоды с «рисованными» козырями впервые появляется в 30-х годах следующего столетия. Тогда же с новой карточной игрой знакомятся жители юга Франции. Название забавы галлы переделали на свой лад, теперь оно звучало как «Таро». Под этим именем игра, похожая на современный бридж, завоевала Европу и пребывала на вершине популярности несколько веков. Сейчас она забыта даже на родине, лишь французы коротают время за азартным таро.

Долгое время первыми считались несколько карт, оставшихся от трех наборов, созданных живописцем Жакменом Грингонье для развлечения короля Карла VI предположительно 1392 году. Но недавние исследования доказали несостоятельность этой версии. Раритеты были нарисованы в Северной Италии не раньше начала XVI века. Историю создания слегка подправили.

Скорее всего, во времена Возрождения Таро использовались исключительно для игры. Первое описание гадания на «рисованных» картах находится в книге, напечатанной в Болонье примерно в 1700 году. Но как гадательная система Таро обретает известность только в конце XVIII века.

Французское Таро — распространение на Европу

Интерес к предсказанию судьбы возрос после выхода очередного тома эпохального труда энциклопедиста Курта де Жебелена. В книге, кроме всего прочего, приводился новый трактат мэтра «Об игре в Таро». Помимо рассуждений о собственно азартной забаве, де Жебелен описал возможности предсказания будущего при помощи Таро, и высказал предположение о египетском происхождении колоды.

Верный последователь ученого мужа и его собрат по масонской ложе Жан Альетт сумел использовать полученные знания для сугубо практических нужд. Он отбросил часть элементов учения де Жебелена, мешающие основному (по мнению Альетта) предназначению Таро — гаданию.

Несмотря на проведенную «чистку», созданная бывшим парикмахером колода осталась перегруженной каббалистической и масонской символикой. Но отлично подходила для решения проблем парижской публики. Каббала, ложи и пирамиды были в моде, а мода для Франции — это все. Мсье Жан (в прошлом парикмахер) открыл первый в столице гадательный салон «в египетском стиле» и взяв оккультный псевдоним «Эттейла» быстро пошел в гору.

Бывший парикмахер успел не только написать трактат о предсказании будущего, создать свои картинки и придумать ее упрощенный вариант — «Малого Эттейлу», но и заработать на реализации. Новые гадательные карты продавались во всех крупных городах Франции, а со временем — за рубежом, в том числе и в России.

Но, пережив короткий период популярности, «Эттейлы» уступили место другим, более совершенным и проработанным колодам. В настоящее время традиция угасает, не имея достаточного количества последователей.

Точку в бурной деятельности и активной светской жизни Альетта поставила революция. В отличие от своей коллеги мадемуазель Ленорманд мсье Жан не сумел удержаться на плаву в бурных водах истории.

История карт Таро будет неполной, без упоминания имени католического священника Альфонс-Луи Констана. Он писал под псевдонимом Элифаса Леви. Выдающийся мыслитель и автор множества работ каббалистической направленности. Он считал Таро универсальным алфавитом и универсальной системой гадания. Сопоставив Арканы с путями Сефарот и связав их с литерами древнееврейского алфавита, Констан написал новую историю создания Таро.

Египетское направление

Французский медик Жерар Анкосс (Папюс) использовал наработки Констана. Но отстаивал версию о египетском происхождении карт. Вкладыш одной из его книг содержал колоду в стиле страны пирамид. Карты требовалось вырезать собственноручно и наклеить на картон.

Колоде выпала долгая жизнь. Через несколько лет черно-белые рисунки уже продавались в разрезанном и упакованном виде. А в 1982 году одно из американских издательств выпустило их «в цвете». В настоящее время творение доктора Анкосса — один из наиболее популярных вариантов. А его работы по магии и гадании переиздаются уже два столетия и стали своего рода классикой.

Наследие Золотой Зари — и не только

В 1888 году группой английских энтузиастов был создан орден Золотой Зари, который, кроме всего прочего, занимался изучением Таро. Членами организации были систематизированы многочисленные соответствия между египетскими иероглифами, еврейским алфавитом, астрологическими символами и Арканами. Интересно, что полученная система заметно отличалась от выводов французских исследователей.

Результатом совместных трудов стала колода, нарисованная женой одного из ведущих членов Золотой Зари Мойной Мазерс. Карты до нас не дошли, но впоследствии Израэль Регарди издал точную (по его словам) копию. В конце XX века в продаже появились две колоды-подражания: «Новое Таро Золотой Зари» и «Герметическое Таро».

Карты Таро Артура Уайта

Ярким, хотя и излишне самостоятельным, членом ордена, был Артур Эдуард Уайт. Человек с непростой судьбой и еще более сложными устремлениями. Перенеся в юном возрасте тяжелую болезнь и побывав одной ногой в могиле, Уайт решил провести остаток жизни в духовных исканиях. Но деятельность Золотой Зари шла вразрез с религиозными убеждениями молодого человека. И увлеченность членов ордена египетскими мистериями не находили отклика в его душе.

При создании своей колоды Уайт прибег к помощи другого члена ордена — Памелы Колман Смит, малоизвестного художника-иллюстратора. По некоторым сведениям, именно мисс Памела упростила жизнь будущим гадателям. Она посоветовала Уайту снабдить числовые изображения сюжетными картинками. Характерной особенностью стала именно ее простота и доступность. Сэр Уайт скрыл всю ненужную символику, усложняющую толкование. Выгоды перевесили даже плохой арт: мисс Смит оказалась тем еще художником…

Колоду долго не удавалось издать, она увидела свет только в 1909-м в издательстве Уильяма Райдера. Книга «Иллюстрированный ключ к Таро» была выпущена там же годом позже. Специалисты не скупились на критику, но публике новинка понравилась: карты и пояснения к ним хорошо продавались.

Таро Райдера-Уайта и в наше время выпускается огромными тиражами; являясь самой популярной продукцией из ныне существующих. Творение Артура Эдуарда Уайта породило множество подражаний.

«Книга Тота» и история карт Таро Алистера Кроули

Главным критиком творений Артура Эдуарда Уайта стал Алистер Кроули, еще не успевший превратится в Великого Зверя, но уже успешно отращивающий клыки. Личный враг Уайта, Кроули считал сэра Артура занудой и святошей. А все его труды — поверхностными и претенциозными (недавно созданная колода не была исключением).

Уже на склоне жизни, просадив немалое состояние отца и загубив остатки здоровья, изрядно потрепанный Великий Зверь взялся за создание собственного Таро. История создания повторилась. Первоначально Кроули намеревался взять одну из известных колод и немного «подправить» ее. Но, как и в случае с Уайтом, вмешалась женщина.

Фрида Харрис, довольно известный египтолог, настояла на создании оригинальных картинок, предложив финансовую помощь и свои услуги в качестве художника. Кроули, уже привычно находящийся за гранью финансового банкротства, согласился.

Обычно Зверь коротко объяснял леди Харрис значение карты, перечислял символы, которые хотел видеть на рисунке. Затем просматривал готовые эскизы, подтверждая или бракуя их.

Работа растянулась на пять лет. После окончания титанических трудов, Кроули издает «Книгу Тота». В нее он помещает рисунки карт и объяснения к ним. Трактат написан в обычном для Алистера стиле. Язык тяжел, мысли автора прыгают с темы на тему, пояснения туманны, иногда — просто непонятны. Кроули в очередной раз подтвердил репутацию «опасного» автора, оставляющего в текстах ловушки для начинающих магов.

Читайте также:  Императрица повешенный сочетание таро

Леди Харрис оказалась одарена не только ангельским терпением, но и талантом художника. Колода выполнена в необычной манере: ее символы выразительны, но не всегда понятны, полутона отсутствуют.

«Таро Тота» переполнено символами, взятыми из астрологии, алхимии, каббалы, причем понимание Кроули этих дисциплин крайне необычно. При создании вперемешку использованы образы из всех известных автору мифологий.

Романтическая версия возникновения карт Таро (видео)

Немного романтики и мистики не помешает. Все, что рассказывает в этом ролике автор, тоже имеет место быть.

Новые колоды

Начиная с 60-х годов прошлого века популярность (и заодно количество новых колод, которое давно перевалило за тысячу) растет лавинообразно. Новинки подразделяются по традициям. Большинство современных копируют карты Уайта, некоторые вырастают из творений Папюса или Кроули, не забыто Марсельское Таро. А вот Альетту не повезло — у него не осталось подражателей.

Существуют вполне оригинальные варианты, сохраняющие знакомую структуру, но ведущие прорицателей странными тропинками («Заповедный лес», «Таро огоньков фей» и другие). Возможно, мы можем наблюдать рождение новых традиций. И история карт Таро на этом не закончится…

Источник

Подлинная история карт Таро: от игр миланских герцогов до «Золотой зари» лондонского герметизма

Гадание на картах Таро — пожалуй, самый популярный сегодня способ предсказания будущего. Провидицы в пестрых одеждах, которые за деньги рассказывали посетителям ярмарок о том, что их ждет, остались в прошлом, но их главный инструмент, гадальные карты, стали заметной частью современной культуры. Александр Артамонов — о том, как французские оккультисты XVIII столетия превратили карточную игру в магическую практику.

У успеха Таро два секрета. Во-первых, завораживающая символическая система, которая впитала в себя элементы множества оккультных и мистических традиций. Можно получить эстетическое наслаждение, просто разглядывая карты. Во-вторых — подлинный демократизм. Таро в том виде, в каком они известны современной западной цивилизации, никогда не были эксклюзивным инструментом, доступным лишь посвященным.

Считается, что карты может использовать любой, кто относится к ним с почтением, верит им и соблюдает законы этого искусства.

Классическая колода Таро состоит из 78 карт. В них есть младшие арканы — карты четырех мастей — жезлов, мечей, кубков и пентаклей/монет. В каждой масти есть карты от единицы (туза) до десятки, а также четыре «придворные» карты — паж, рыцарь, королева и король. Старшие арканы — 22 уникальные карты без масти. Их нумерация и названия могут отличаться в разных колодах.

Старшие арканы Таро. Источник

Сегодня свои колоды Таро придумывают и продают очень многие. Можно найти колоды по литературным произведениям и сериалам, особенно в жанре фэнтези — например, по «Алисе в Стране чудес» или «Властелину колец».

Энтузиасты создали метросексуальные Таро, колоду мемных реалий и даже Таро «Восстание ведьм», посвященное анархистам, антифа и секс-работницам.

Классической колодой Таро считается колода Райдера — Уэйта — Смит: именно их дизайн первым приходит на ум почти каждому, когда речь заходит о гадании на картах. На ней основаны почти все остальные колоды. Старшие арканы в ней выглядят следующим образом:

2 — Верховная жрица (Папесса)

5 — Верховный жрец (часто — Иерофант, или Папа)

10 — Колесо Фортуны

Гадание на Таро — это целая наука. Каждый год издаются десятки книг, посвященных интерпретации карточных раскладов. Общая идея заключается в том, что каждая из карт имеет свой смысл. Например, Повешенного (за ногу, не за горло) часто интерпретируют как тупиковое положение, из которого нелегко выбраться без потерь. Шестерка кубков означает благоприятную ситуацию, благополучие и гармонию.

Комбинации карт позволяют составить общую картину из этих единиц смысла. Если Повешенный в раскладе окажется в позиции, обозначающей настоящее, а шестерка кубков — в будущем, это будет означать, что человека ждут сложности, из которых он выберется с потерями, однако в результате будет вознагражден.

Интеллектуальные развлечения итальянской знати

Европейские оккультисты XVIII и XIX веков утверждали, что Таро придумали жрецы Древнего Египта, а по миру их распространили цыгане, которые вплоть до XIX века считались потомками египтян.

В 1889 году французский мистик Жерар Анкосс, более известный под псевдонимом Папюс, писал:

«Игра в карты, называемая Таро, которой владеют цыгане, является Библией Библий. Это книга Тота Гермеса Трисмегиста, книга Адама, книга Первоначального Откровения древних цивилизаций. Таким образом, в то время как масоны, умные и сильные люди, утратили традицию; когда жрецы, тоже умные и сильные, утратили Эзотеризм; цыгане, хотя и невежественные, и порочные, дали нам ключ, который позволяет объяснить всю символику древних эпох».

Эта версия не выдерживает никакой критики хотя бы потому, что в ее основе лежит давно опровергнутое средневековое предположение о происхождении цыган от древних египтян. На самом деле они пришли из Индии.

Читайте также

Генезис знакомых нам карт Таро начался в Северной Италии во второй половине XV века.

Само слово «Таро» происходит от итальянского Tarocci, которым и называли древнейшие версии таких колод. Этимология слова ясна не до конца, однако очевидно, что оно итальянское.

Таро возникли как вариация обычных карточных игр, которые появились примерно за столетие до этого. Скорее всего, сама идея карточной игры пришла в Европу через мусульманскую Испанию из Аравии, Китая или Индии. Первое упоминание об игральных картах в Европе относится к 1371 году, когда колоду заказал себе король Арагона Педро IV. Через десятилетие упоминания об игральных картах встречаются уже в документах и летописях многих западноевропейских стран.

Одна из древнейших сохранившихся колод обычных карт, примерно 1470 года. В этой колоде уникальные масти — охотничьи рожки, собачьи ошейники, петли для дичи и привязи для собак. Источник

Главная инновация Таро — появление пятой масти, старших карт. Первое документальное упоминание такой колоды было обнаружено в архивах Леонелло д’Эсте, графа Феррары, и относится к 1442 году.

Впрочем, вероятно, что к этому моменту Таро были известны и относительно распространены в североитальянских государствах уже несколько лет. В документах того времени встречается много упоминаний расписанных вручную дорогих карт, которые известные художники делали на заказ для богатых аристократов. До наших дней они не дошли.

Каждая колода имела собственную систему мастей и символику старших карт, которую придумывали заказчики. На них изображали библейских персонажей, античных богов, аллегории человеческих добродетелей и пороков. Такие колоды стали способом самовыражения для итальянской знати эпохи Возрождения, среди которой были в моде интеллектуальные забавы.

Подобные карты никто и не думал использовать для гадания. Ими играли в игры, судя по всему, напоминавшие современный бридж. Не сохранилось ни одной точной записи, объясняющей их правила, вероятно, они были и так всем известны.

Некоторые исследователи считают, что, помимо игр и интеллектуального самовыражения, итальянская аристократия использовала прото-Таро для того, чтобы запоминать классические сюжеты античной литературы и средневековой философии. Такой метод игрового обучения, основанный на постоянном визуальном воспроизведении образов, отстаивал еще Фома Аквинский.

Как два миланских герцога изобрели Таро

В 1449 году венецианский генерал Якопо Антонио Марчелло отправил колоду Таро анжуйской герцогине Изабелле. В письме, которое сопровождало карты, он указал, что карты ему отдал некий венецианский придворный Сципио Караффа, который встретился с ним в лагере миланской армии и убедил подарить карты Изабелле. Марчелло уверял, что карточную игру изобрел их недавно почивший современник — герцог Милана Филиппо Висконти, который родился в 1397-м и правил с 1412 по 1447 год. Марчелло утверждал, что придумать новую карточную игру герцогу помог его секретарь — Марчиано ди Торнтона, который увлекался философией и астрологией.

Герцог Филиппо Мария Висконти. Источник

Герцог Висконти был очень некрасив и страдал от множества врожденных болезней, а потому не любил появляться на публике и запрещал художникам рисовать его, кроме случаев крайней необходимости. В то же время он был хитрым и расчетливым правителем и вдобавок высокообразованным человеком. Всю свою жизнь он любил интеллектуальные игры, которые предпочитал всем остальным видам досуга.

Оригинальная колода карт герцога Висконти до наших дней не дошла, однако частично сохранилось сочинение ди Торнтоны, где тот объясняет смысл и принципы игры. Колода стала промежуточным этапом перехода от обычных игральных карт к Таро. В игре четыре обычные масти, которым соответствуют животные, но есть и наполненная символизмом пятая масть, карты которой хоть и были связаны с остальными четырьмя, но как бы довлели над ними. Вот ее карты:

  1. Добродетели (орел): Юпитер, Аполлон, Меркурий, Геракл;
  2. Богатства (феникс): Юнона, Нептун, Марс, Эол;
  3. Целомудрия (черепаха): Паллант, Диана, Веста, Дафна;
  4. Удовольствия (голубь): Венера, Бахус, Церера, Купидон.
Читайте также:  Шестерка кубков толкование таро

Марчиано описал лишь 24 карты в этой колоде, однако, скорее всего, в каждой масти существовали младшие карты.

Карты из одной из колод Висконти — Сфорцы. Источник

До самой смерти в 1447 году Висконти заказывал разным художникам новые колоды, которые всё больше походили на знакомые нам Таро. После его смерти и последовавшего за ней династического кризиса власть в Милане перешла к династии Сфорца. Ее основатель Франческо тоже увлекался картами и сам создал несколько колод. Карты миланских герцогов исследователи объединяют в категорию «Таро Висконти — Сфорцы» . Частично сохранились 15 таких колод.

Именно в колоде Висконти — Сфорцы и формируется символическая система Таро. Она — очевидное порождение североитальянской культуры эпохи Возрождения.

Карты, обозначающие космические тела, появились в игре благодаря повальному увлечению итальянской знати астрологией. Карты вроде Стойкости, Милосердия и Силы олицетворяли человеческие достоинства, которые были популярной темой литературы Возрождения. Карта Отшельник, на которой изображен старый седой мужчина, изначально символизировала время.

Волшебник в ранних картах был уличным фокусником или жонглером, который показывает фокусы перед детьми на ярмарке. В колоде Висконти — Сфорцы он называется Il Bagatella — «мелочь, несущественная вещь» — и стоит в самом низу старших арканов. Император и Императрица символизировали правителя Священной Римской империи и его супругу. Иерофант — это папа римский, а Жрица — персонаж популярной в Средние века легенды о папессе Иоанне, которая в IX столетии якобы обманула католическую церковь и заняла Святой престол. Дуализм этих двух пар карт отсылает к традиционному сюжету дуализма власти мирской и церковной. Образы Правосудия (Фемиды) и Колеса Фортуны заимствованы из древнегреческой традиции.

Il Bagatella из колоды XV века. Источник

Происхождение других карт не так очевидно, однако и их значения легко объясняются через североитальянский культурный контекст. Исследователи считают, что Колесница символизировала карнавальную процессию или свадьбу. По мнению религиоведки Хелен Фарли, Колесница могла обозначать Римскую церковь — такую аллегорию можно найти в «Божественной комедии» Данте или в трудах святого Иеронима Стридонского. Изображение Смерти в виде скелета, вероятно, символизировало чуму, вспышки которой периодически случались в Италии в XV веке.

Питер Брейгель Старший. Фрагмент картины «Триумф смерти», 1527 год

Карта Повешенный связана с традицией «позорных рисунков» , на которых изображались предатели, воры и мошенники, подвешенные в унизительной позе вниз головой. Не сохранилось ни одной фрески этого жанра, однако есть множество набросков таких фресок, сделанных именитыми художниками.

Источник

В колоде Висконти — Сфорцы не было лишь двух карт современного старшего аркана — Башни и Дьявола. Башня появилась в традиции Таро еще в XV веке и наверняка была известна Висконти. В ранних колодах она интерпретировалась как Вавилонская башня, дом Бога, дом дьявола, ворота ада.

Хелен Фарли считает, что Башня — по-итальянски Torre — могла иметь для Висконти личное значение. Династия долго соперничала и боролась за власть с другой знатной семьей Милана — делла Торре. Включив ее символ в свои колоды, герцог Филиппо увековечил бы род злейших врагов.

Дьявол появился в Таро лишь в XVI веке просто потому, что во времена последнего Висконти и первого Сфорцы его образ почти не использовали в живописи.

В начале XVI века традиция Таро распространилась по югу Франции. Здесь окончательно сформировалась колода, которую будут ошибочно называть марсельской.

Может быть интересно

В марсельской колоде используется привычная система мастей и присутствуют 22 карты старшего аркана. Вплоть до XVI или XVII века марсельская колода была лишь одной из многих региональных вариаций Таро, однако примерно к 1700 году стала доминирующей везде, кроме Италии — там в каждой провинции были свои колоды и карточные игры.

Марсельская колода. Источник

Встреча Таро и оккультизма

К XVIII веку Таро становятся одной из самых популярных карточных игр в Европе. В нее играют в Париже и Женеве, Мадриде и Санкт-Петербурге. Однако оккультизм не имел к картам никакого отношения до конца века.

Впервые эти два мира соприкоснулись во Франции за несколько лет до Великой Французской революции, когда Западную Европу охватила настоящая эпидемия египтомании. Считается, что одним из первых Таро в эзотерическом контексте заинтересовался масон Антуан Кур де Жебелен, который сочетал увлечение к оккультизму с занятиями общественными науками. В своем десятитомном псевдоантропологическом opus magnum «Первобытный мир, его анализ и сравнение с миром современным», опубликованном в 1781 году, он посвятил одну главу истории карт Таро.

Де Жебелен верил, что древние люди жили гораздо лучше людей современных. По его мнению, Таро — это древнеегипетская книга Тота, записанная в символическом виде. С ее помощью древнеегипетские жрецы зашифровали мудрость, чтобы она могла пройти через тысячелетия и быть узнанной лишь достойными.

Само название карт, по его мнению, состоит из двух слов древнеегипетского языка — Тар и Ро, которые переводятся как «царская дорога». Это была чистой воды манипуляция — тогда никто не знал, как звучал древнеегипетский язык, а первая табличка, которая позволила расшифровать его, была найдена в 1799 году.

Де Жебелен утверждал, что Колесница символизировала древнеегипетского бога Осириса, Звезда — Изиду, а Дьявол — их злобного брата Тифона. Карты Папа и Папесса он называл Жрецом и Жрицей. Карту Повешенный, по его мнению, нужно перевернуть: на самом деле, она должна называться Осторожность и на ней изображен человек, который стоит, балансируя на одной ноге. Масти он интерпретировал как четыре сословия древнеегипетского общества: монеты — купцы, чаши — жрецы, палки или дубинки (которые превратятся в более благородные жезлы лишь через несколько десятилетий) — крестьяне, а мечи — воины и цари.

Повешенный/Осторожность и Справедливость из колоды де Жебелена. Источник

В этом же томе Жебелен поместил сочинение другого автора, графа де Мелле. Де Мелле разделил 21 карту на три группы, каждая из которых символизировала эпоху истории человечества. Карты с 21-й по 15-ю обозначали Золотой век и процесс сотворения мира, с 14-й по восьмую — Серебряный век, а нижние семь — «гнусный» Железный век, длящийся и поныне. Также граф впервые соотнес карты с буквами еврейского алфавита.

Зарисовки колоды Таро де Жебелена. Источник

Через три года после выхода работы де Жебелена французский предсказатель Жан-Батист Альетте под псевдонимом Эттейлла (его фамилия наоборот) выпустил первое пособие по гаданию на Таро. Он приписывал себе изобретение картомантии — оккультной науки о гадании на картах. Еще в 1770 году вышла его первая книга о гадании на картах, в том числе на Таро — правда, никакого Египта там не было.

Может быть интересно

Исследователи утверждают, что Эттейлла был знаком с де Жебеленом и воспринял его идеи. Эзотерик писал, что карты Таро разработала группа из 17 магов во главе с Гермесом Трисмегистом через 171 год после Великого потопа. Эттейла перевернул систему нумерации старшего аркана де Мелле и переинтерпретировал многие карты.

Первая карта старшего аркана символизировала мистика, или того, кто задает картам вопрос. Следующие семь карт изображали процесс сотворения мира — Папа обозначал сотворение света, Папесса — небес и т. д. Карты с девятой по 12-ю обозначали человеческие достоинства (тут у Эттейллы не было ничего нового), а с 13-й по 21-ю — важнейшие состояния жизни человека. Так, Маг у него обозначает печаль или болезнь, Разрушенный Храм — бедность и тюремное заключение, а Шут — безумие.

В 1788 году Эттейлла создал Общество интерпретаторов книги Таро, в которое вошли несколько десятков увлеченных спиритуалистов. В 1790-м, за год до смерти, он создал собственную колоду — первую в истории, предназначенную не для игры, а для гадания, а также основал школу магии. Ученик Эттейллы, которому он завещал руководство школой, через несколько лет будто бы просто растворился, а школа была распущена. Впрочем, в те годы французам уже было не до гаданий.

Таро Эттейллы, 1857 год. Источник

Современные адепты Таро ценят вклад, который внес в их традицию де Жебелен, однако считают его недалеким интерпретатором, а вот Эттейллу почитают гораздо более проницательным и талантливым магом. Именно ему удалось впервые связать Таро с герметической философией.

Философия герметизма возникла в поздней Античности, когда в эллинистическом Египте вступили в синтез две традиции: культы древнегреческого Гермеса и древнеегипетского бога мудрости и письменности Тота. Из их смешения возник образ Гермеса Трисмегиста — древнего полубожественного мудреца, который жил гораздо раньше, чем самые ранние греческие философы. Ему приписывают создание множества философских работ — «Герметического корпуса». В своих работах Эттейлла часто обращается к «Пэмандру» — центральной работе корпуса. Хотя еще в XVII столетии историки обнаружили, что в действительности эти тексты были написаны, скорее всего, в II–IV веках.

Читайте также:  Таро софия мудрость карт таро

Герметизм — обширное учение, которое, помимо мистики, покрывает множество тем — фундаментальную философию, мораль и этику, религию. Однако в нем присутствуют и магические, алхимические и астрологические тексты. С философской точки зрения он находится на стыке неоплатонизма, пифагореизма и стоицизма. В религиозных вопросах герметизм был довольно расплывчат, хотя в общем виде и утверждал существование единого бога-создателя, который тождественен со всем сущим. Поэтому герметизм нашел отклик у некоторых раннехристианских и мусульманских теологов.

Одна из ключевых идей герметизма — принцип соответствий. Согласно нему явления из разных плоскостей бытия обнаруживают поразительное подобие, а всё сущее подчинено единым законам. Химические вещества тождественны словам, небесным телам и математическим символам, а наш мир подобен высшим, сокрытым от человека мирам. Это допущение и делает возможным магию и алхимию, в основе которых лежит символическое воспроизведение этих тождеств.

Многих людей, которые на протяжении двух тысячелетий называли себя герметистами , не слишком интересовала собственно философия Трисмегиста. В учении их привлекала лишь магическая составляющая.

Таро в XIX веке

Великая Французская революция и наполеоновские войны прервали развитие традиции Таро почти на сто лет. Новый всплеск увлечения оккультизмом и интереса к Таро начался во второй половине XIX века. Следующим после Эттейллы великим картомантом считается мистик и философ Альфонс-Луи Констант, известный под псевдонимом Элифас Леви (1810–1875).

Его философия — гремучая смесь раннего французского социализма, которому он был верен с юных лет, свободно понятого католицизма и оккультизма. Леви презирал дешевое картежничество и фокусы и считал оккультные науки методом внутреннего совершенствования человека. Тем не менее он не гнушался экспериментировать с любыми спиритуалистскими таинствами эпохи — некромантией, общением с духом умерших и, конечно же, гаданием на картах.

В основе мистического учения Леви лежала каббала, которую он дополнял идеями из пифагореизма и христианского мистицизма.

Каббала — это школа мысли в иудейской мистике, зарождение которой можно отнести к V–II векам до н. э. Многие идеи каббалы близки к гностицизму — здесь тоже присутствует идея тождественности символа и сущего явления. Самый знаменитый концепт каббалы — Древо Жизни, в котором ивритские буквы выстраиваются в схему устройства Вселенной. Впервые эта идея появляется в книге Сефер Йецира. Десять окружностей-сфирот , соответствующие цифрам, обозначают стадии творения и силы, которые использует бог-создатель для творения и упорядочивания сотворенного. Сфирот связаны между собой 22 связями, которые обозначаются буквами еврейского алфавита.

Леви стал первым, кто напрямую связал карты Таро и каббалистическое Древо Жизни. Десять младших карт колоды символизируют десять сфирот, а 22 карты старшего аркана — связи между ними. Леви считал, что Таро придумали древнееврейские священники, составившие каббалу, а само название карт полагал акронимом слова «Тетраграмматон», которое должно заменять сакральное имя бога из четырех букв (JHWH).

Роль, которая в его системе отведена «придворным» картам младших арканов, не очень ясна.

Карты старшего аркана Таро на каббалистическом Древе Жизни. Источник

Современные адепты Таро критикуют Леви за нечеткость его системы: аналогии между буквами и картами порой кажутся притянутыми за уши и бессмысленными. Главная его заслуга — сопоставление карт с Древом Жизни и еврейским алфавитом, которое стало основным способом эзотерической интерпретации Таро.

Во второй половине XIX века британцы заразились от французов страстной тягой к оккультизму. Как грибы после дождя по всей стране возникали тайные общества и ордена, члены которых практиковали магические ритуалы. Ключевым для истории Таро, да и для всей западной культуры, стал самый крупный и популярный из них — герметический орден «Золотая заря».

«Золотую зарю» основали в 1888 году оккультисты Уильям Уэсткотт и Сэмюэл Мазерс. Они утверждали, что за десять лет до этого получили 60 страниц зашифрованных оккультных текстов, в которых описывались герметическая философия, каббала и магические ритуалы, в том числе способы гадания на Таро. Книга были написаны простым шифром — английским языком, но справа налево, а также с использованием еврейских цифр.

Читайте также

Уэсткотт и Мазерс рассказывали, что манускрипт передал им один известный пожилой масон, который к тому времени уже скончался. Откуда взялся текст на самом деле, неясно. В разные времена последователи ордена связывали появление манускрипта с разными тайными оккультными организациями Европы. На самом деле, вероятно, основатели «Золотой зари» сами создали его, чтобы сфальсифицировать преемственность своей организации.

Изначально философия ордена была основана на трудах Леви, Эттейллы и де Жебелена. «Золотая заря» активно эксплуатировала египетскую тему — подразделения организации были названы в честь богов Гора, Осириса и Исиды-Урании, а также каббалу — организационная структура ордена копировала Древо Жизни.

Орден просуществовал вплоть до 1970-х годов, однако по-настоящему могущественной и массовой организацией он был с 1890-х и до начала Первой Мировой войны, после чего погряз во внутренних распрях. Через «Золотую зарю» прошло множество известных и талантливых людей тогдашней Британии. О влиянии ордена на мировую культуру и религиозное сознание западной цивилизации написаны сотни книг.

Как и Леви, «Золотая заря» соотносила младшие десять карт Таро с десятью сфирот, а карты старшего аркана — со связями между ними. Мазерс дополнил эту систему, связав со сфирот еще и ранги младшего аркана: тузы со сфирот Кетер, десятки — с Малкут и т. д.

Вместе с супругой Моной Мазерс разработал свою колоду, в которой присутствовали образы из египетской, еврейской, греческой и даже кельтской и германо-скандинавской мифологии, однако большого распространения она не получила. В манускрипте «Золотой зари» было сказано, что Таро могут не только предсказывать будущее, но и влиять на него. Поэтому к использованию Таро допускались лишь члены ордена высокого уровня посвящения.

В дальнейшем развитии Таро ключевую роль сыграл неформальный лидер лондонской ветви «Золотой зари» Артур Уэйт. Его считают одним из главных интеллектуалов оккультизма той поры. Как и Леви, он питал неприязнь к демонстративным фокусам и трактовал оккультное знание и магию как способы личного развития и возвышения человеческой индивидуальности.

Уэйт критиковал попытки предыдущих авторов надуманно привязать Таро к историческим нарративам и предлагал сосредоточиться на символизме самих карт, в котором без всяких египетских божеств сокрыта та самая Тайная Традиция, которую всегда искали оккультисты. Больше всего ему претила идея связи между Таро и каббалой, которая, по его мнению, ограничивала и сглаживала мудрость карт.

В 1911 году он вместе с художницей-оккультисткой Памелой Смит создал ту самую завораживающую колоду Таро, которая сегодня считается классической. Смит и Уэйт разработали глубокомысленные символические иллюстрации для каждой карты, в том числе для младших арканов. При этом в большинстве случаев картинки устроены так, что легко указывают на значение карты. Например, на семерке мечей, которую обычно интерпретируют как сложную ситуацию, требующую неординарных решений, изображен человек, который с трудом пытается унести в руках пять мечей, при этом еще два воткнуты в землю — их у него взять не получилось.

Источник

Некоторые исследователи Таро полагают, что разработать колоду Смит и Уэйту помогли их известные друзья по «Золотой заре» — великий ирландский поэт Уильям Йейтс, который и привел Уэйта в орден, и театральная актриса и феминистка Флоренс Фарр.

После Уэйта и Смит традиция осмысления и интерпретации Таро продолжила развиваться. Однако их тонкое и оригинальное восприятие Таро по сей день является самой популярной интерпретацией карт.

В следующей части мы расскажем о том, что увидели в карточных раскладах Таро великие мистики Елена Блаватская и Алистер Кроули, как предлагал интерпретировать карты крестный отец психоанализа Карл Юнг и как их используют современные психотерапевты.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector