Апокалипсис откровение или гороскоп

Содержание
  1. А.Т.Фоменко ЧИСЛА ПРОТИВ ЛЖИ
  2. Глава 3. Г.В.НОСОВСКИЙ, А.Т.ФОМЕНКО. НОВАЯ ДАТИРОВКА АСТРОНОМИЧЕСКОГО ГОРОСКОПА, ОПИСАННОГО В АПОКАЛИПСИСЕ.
  3. апокалипсис — откровение или гороскоп?
  4. Андрей Новиков
  5. Апокалипсис — откровение или гороскоп?
  6. Из истории Апокалипсиса
  7. Древние свидетельства
  8. Апокалиптическая литература
  9. Апокалипсий в Кормчей 1620 года
  10. Апокалипсис и канон Нового Завета
  11. Толкования Откровения Иоанна Богослова
  12. Николай Морозов и Апокалипсис
  13. Буря в стакане мутной воды
  14. Был ли Христос женщиной?
  15. Реконструкция Морозова
  16. Гороскоп 30 сентября 395 года
  17. Гороскоп 14 сентября 1249 года
  18. Гороскоп 1 октября 1486 года
  19. Об «идеальности» гороскопов
  20. Еще один гороскоп
  21. Снятие первой печати
  22. Снятие второй печати
  23. Снятие третьей печати
  24. Снятие четвертой печати
  25. Снятие пятой печати
  26. Снятие шестой печати
  27. Снятие седьмой печати
  28. Когда светила были богами
  29. Зачем был нужен гороскоп?
  30. О византийской эре
  31. Автор Откровения по Фоменко
  32. Причем тут Иоанн Креститель?
  33. Апокалипсис в Геннадьевской Библии
  34. Хулители и число зверя
  35. Христианское понимание Откровения
  36. Постскриптум

А.Т.Фоменко
ЧИСЛА ПРОТИВ ЛЖИ

Глава 3.
Г.В.НОСОВСКИЙ, А.Т.ФОМЕНКО.
НОВАЯ ДАТИРОВКА АСТРОНОМИЧЕСКОГО ГОРОСКОПА, ОПИСАННОГО В АПОКАЛИПСИСЕ.

Попытаемся датировать древние памятники с астрономической символикой следующим естественным образом. Встречая в том или ином документе астрономический фрагмент, будем читать его, следуя известной нам средневековой системе астрономических символов. Например, во многих средневековых книгах по астрологии планеты отождествляются с колесницами или с конями, влекущими колесницы по звездному небу. Петли, описываемые планетами на небе, см. выше, воспринимались как скачки коней. На рис.3.1 приведено старинное римское изображение планет. Как отмечают комментаторы, вверху справа стоит Сатурн со змеей, внизу слева — Юпитер с вороном и дубом. Внизу, в центре — Аполлон, то есть Солнце в колеснице, запряженной ТРЕМЯ СКАЧУЩИМИ КОНЯМИ. Вверху, по-видимому, колесница Луны.

Читайте также:  Значение скорпиона по гороскопу

Наш метод состоит в сравнении изучаемого текста с похожими средневековыми текстами, в которых наряду с астрономической символикой содержится и ее расшифровка, в понятных нам терминах. Другими словами, предлагается читать старые астрономические записи при помощи средневекового «словаря»: колесницы или кони — это планеты и т.п. Конечно, правомерность метода будет обоснована лишь в том случае, если удастся получить осмысленные результаты, согласующиеся с результатами других независимых методик датирования.

Н.А.Морозов был, по-видимому, первым ученым, предположившим, что автор библейского Апокалипсиса ничего намеренно не зашифровывал, а лишь описал, пользуясь астрономическим языком своего времени, то, что он действительно видел на звездном небе [542]; [544], т.1, с.3-70. Забегая вперед, сразу скажем, что предложенная Морозовым новая датировка Апокалипсиса IV веком н.э. на самом деле не полностью удовлетворяет данным, однозначно извлекаемым из Апокалипсиса. Ошибочно доверяя скалигеровской хронологии после VI века н.э., Н.А.Морозов остановился на не совсем удачном ранне-средневековом решении, отбросив заведомо куда более хорошее астрономическое решение конца XV века н.э. Которое, как показывает беспристрастный анализ, является на самом деле идеальным.

2. КОГДА НАПИСАН АПОКАЛИПСИС? ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ.

Цитируя Апокалипсис, мы пользуемся, в основном, Библией издания 1912 года [67], а также изданием 1898 года и изданием 1968 года.

Апокалипсис, называемый сегодня также «Откровением Святого Иоанна Богослова», — это двадцать седьмая, последняя книга Нового Завета и одновременно последняя книга всего современного канона Библии. Сегодня Апокалипсис считается неотъемлемой частью Нового Завета. Однако на Руси в средние века Апокалипсис, как правило, не входил в новозаветные рукописные сборники. Как мы рассказываем в книге «Библейская Русь», в разделе о славянских рукописях Библии, славянские рукописи Апокалипсиса исключительно редки. Например, известна лишь одна рукопись Апокалипсиса, датируемая XI-XIII веками и 158 рукописей остальных книг Нового Завета, датируемых тем же периодом. Кроме того, еще в XVII веке названия «Апокалипсис» и «Откровение Иоанна Богослова», по-видимому, могли означать совсем разные книги, см. «Библейская Русь», Приложение 2.

Читайте также:  Для чего цветочный гороскоп

Все это говорит о том, что с историей Апокалипсиса, и в первую очередь, с его датировкой, связано много неясностей. Предлагавшиеся даты весьма разнообразны, что указывает на отсутствие единой точки зрения среди историков.

Например, Ванденберг ван Эйсинг датировал Апокалипсис 140 годом н.э., А.Я.Ленцман — 68-69 годами н.э., А.Робертсон — 93-95 годами н.э., Гарнак и Э.Фишер — не ранее 136 года н.э. и т.д. См. обзор в [765]. И.Т.Сендерленд писал: «Признание этого времени (то есть конца I века н.э. — Авт.) ИЛИ ДАЖЕ КАКОГО-БЫ ТО НИ БЫЛО ДРУГОГО ВРЕМЕНИ (! — Авт.) написания Откровения сопряжено с серьезными трудностями» [765], с.135.

Более того, по мнению В.С.Рожицына и М.П.Жакова [732], Апокалипсис вообще написан в интервале от II до IV веков н.э., и, скорее всего, в IV веке! Это мнение никак не совместимо с хронологией Скалигера-Петавиуса.

В само’м Апокалипсисе нет ни одного четкого хронологического указания на эпоху его написания. Не указаны никакие конкретные исторические персонажи, жившие во время создания Апокалипсиса. Нет никаких абсолютных дат. Сегодня считается, что Апокалипсис — последнее произведение Нового Завета. Однако, например, Ф.Х.Баур категорически утверждал, что Апокалипсис — не последнее, а «САМОЕ РАННЕЕ сочинение Нового Завета» [489], с.127. А.П.Каждан и С.И.Ковалев также считали, что Апокалипсис — НЕ ПОСЛЕДНЯЯ, А ПЕРВАЯ книга Нового Завета [765], с.119.

Некоторые исследователи категорически отвергают принадлежность Апокалипсиса тому Иоанну, который якобы написал Евангелие и еще три Послания. Вообще, считается, что в скалигеровской истории никаких точных данных об авторе Апокалипсиса не сохранилось [448], с.117.

Г.М.Лифшиц отмечал, что автор Апокалипсиса хорошо знаком с астрономией: используемые им образы дракона, зверей, коней и т.д. обозначают, вероятно, фигуры созвездий на звездном небе, изображаемых подобным образом на средневековых звездных картах [489], с.235-236.

Впрочем, все эти соображения впервые высказаны Н.А.Морозовым еще в начале века. По-видимому, его аргументация произвела сильное впечатление на некоторых из указанных выше авторов, и они фактически повторили утверждения Н.А.Морозова. Не ссылаясь, впрочем, на него. Что, между прочим, характерно.

М.М.Кубланов резюмирует: «Причины такого обилия разноречивых гипотез по вопросам хронологии объясняются в первую очередь скудостью прямых свидетельств. Древние не оставили нам сколько-нибудь достоверных данных на этот счет. При таких обстоятельствах средством для датировок этих произведений оказываются они сами. Установление прочной хронологии новозаветных произведений — дело будущего» [448], с.120.

Обратимся, наконец, к самому Апокалипсису. АСТРОНОМИЧНОСТЬ ЕГО ОБРАЗОВ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СРАЗУ БРОСАЕТСЯ В ГЛАЗА, особенно при сопоставлении Апокалипсиса со старинными картами звездного неба. См., например, средневековые карты якобы XVI века на рис.3.2 , рис.3.3 и рис.3.4 , рис.3.5 .

По-видимому, через какое-то время после написания Апокалипсиса явный астрономический смысл его образов был забыт. Даже если какой-либо астроном-профессионал и замечал схожесть рисунков на старинных картах с описаниями Апокалипсиса, он воспринимал ее как случайность, не в состоянии отделаться от внушенных ему скалигеровских представлений. А сегодняшняя библеистика никаких астрономических мотивов в библейских текстах вообще не усматривает. Может быть потому, что, — как мы сейчас увидим, — тогда появляется замечательная возможность датировать некоторые фрагменты Библии астрономически. Но при этом, оказывается, получатся даты, абсолютно не похожие на те, на которых настаивает «традиция».

Апокалипсис содержит известное пророчество о конце света. Но в пророчество вплетено символическое описание наблюдаемого автором звездного неба. Это еще помнили некоторые авторы иллюстраций к Апокалипсису, жившие, скажем, в XVI веке. Один такой пример мы приводим на рис.3.6 . Как мы уже отмечали, непонимание астрономических символов Апокалипсиса поздними комментаторами связано с утратой знаний о правильной хронологии и с искажениями, внесенными позднейшими историками XVI-XVII веков. А может быть, и с негласным запретом вообще затрагивать столь опасную тему, могущую привести к «вредной датировке» Апокалипсиса. Так или иначе, но на какое-то время понимание астрономических описаний Апокалипсиса было утрачено. С тех пор Апокалипсис потерял в глазах читателей свою яркую астрономическую окраску. Но, оказывается, его «астрономическая составляющая» исключительно важна и вполне достаточна для датировки книги.

Перейдем к астрономическим фрагментам Апокалипсиса. Главная идея нашего исследования состоит в сравнении Апокалипсиса со средневековыми астрономическими картами. Сравнение обнаруживает много параллелей и даже буквальных совпадений. Это позволяет уверенно определить астрономический гороскоп, записанный в Апокалипсисе.

Предлагаем читателю положить перед собой какую-либо карту звездного неба. Можно современную, но лучше средневековую звездную карту, например, Альбрехта Дюрера, приведенную нами на рис.3.2 , рис.3.3 , а также карты из Альмагеста — на рис.3.5 и рис.3.4 .

Источник

апокалипсис — откровение или гороскоп?

Андрей Новиков

Апокалипсис — откровение или гороскоп?

Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу. Если кто имеет уши слышать, да слышит!

В числе астрономических аргументов сторонники так называемой «новой хронологии» используют попытки датирования «гороскопа Апокалипсиса». Тема эта достаточно обширна и при подробном изложении заняла бы целую книгу. Однако будет достаточно и небольшого разбора новохронологических потуг, чтобы читатель получил вполне ясное представление о данном предмете.

Из истории Апокалипсиса

Апокалипсис – это особый жанр религиозной литературы. Слово это означает «откровение». Бог открывает нечто отдельным мудрым мужам, которые рассказывают миру о том, что совершается в глубинах истории, какие силы управляют миром, к чему идет человечество и вся Вселенная. Писатели-апокалиптики изображают увиденное ими «в духе» с помощью метафор, символов, аллегорий. Это связано прежде всего с тем, что видения великих тайн зачастую не могут уложиться в точные словесные формулы или же язык откровения оказывается иногда непереводим на человеческий. Поэтому апокалипсическая литература всегда образна, она всегда связана с видениями, с некими картинами.

В христианстве признается каноническим только один Апокалипсис. Автором его является любимый ученик Христа, апостол Иоанн Зеведеев, больше известный как Иоанн Богослов. На иконах апостола Иоанна обычно изображают рассказывающим о своих видениях ученику Прохору, который их записывает. Принято считать, что Апокалипсис (Откровение Иоанна) был создан не раньше начала гонений при Нероне в 64 году и не позже правления Домициана, то есть 96 года. Место написания Откровения называется в самой книге – остров Патмос, куда Иоанн Богослов был сослан за проповедь Евангелия. Патмос находится рядом с Малой Азией, может быть поэтому в тексте содержатся послания семи греческим асийским церквам, что отчасти объясняет и выбор языка – Апокалипсис написан на греческом. Это подчеркивается большинством переводчиков, оставляющих некоторые слова в оригинальной транскрипции, например: апокалипсис, альфа, омега.

Термин «апокалипсис» впервые встречается именно в Откровении апостола Иоанна в начале первой главы. Впоследствии данное слово стало нарицательным.

Древние свидетельства

Новохронологи утверждают, что Апокалипсис был написан не в I веке новой эры, а якобы в Средние века. В этой связи будет нелишним напомнить некоторые свидетельства, подтверждающие традиционную датировку.

По данным Института исследований текстов Нового Завета в Мюнстере, на 1980 год Апокалипсис Иоанна был представлен в 287 древних греческих рукописях (из них 59 в составе Нового Завета). При этом, согласно Уэсткотту, в X веке в Греческой Церкви было не менее шести полных списков Библии, включая и Апокалипсис.

Подтверждают древность Откровения Иоанна и ранние свидетельства деятелей Церкви начала эры. Папий Иерапольский (конец I в. – начало II в.) не только читал Апокалипсис, но и слышал проповедь апостола Иоанна. Мелитон Сардийский (середина II в.) написал сочинение «Диавол и Апокалипсис Иоанна». Дионисий Коринфский (третья четверть II в.) цитировал Апокалипсис в своих письмах. Климент Александрийский (конец II в.) причислял Апокалипсис Иоанна к числу канонических книг. Ориген (конец II в. – начало III в.) составил к Апокалипсису свой комментарий. Иустин Мученик (начало II в.) называет автором Апокалипсиса апостола Иоанна Богослова. Ипполит Римский (начало III в.) написал книгу «О Евангелии от Иоанна и Апокалипсисе». Цитируется Откровение Иоанна в Послании церквей Лиона и Вьена (177 год). Тертуллиан (конец II в. – начало III в.) признает каноническим только Апокалипсис Иоанна. Киприан Карфагенский (III в.) числил Апокалипсис в каноне Нового Завета и цитировал его. Ириней Лионский (II в.) считал Апокалипсис каноническим Писанием и много его цитировал.

Ириней считал, что «Апокалипсис появился … почти в наше время, в конце царствования Домициана» (Против ересей 5,30), а церковный историк Евсевий сообщает, что и современные ему языческие писатели упоминают о ссылке святого апостола Иоанна на Патмос за свидетельство о Божественном Слове и относят это событие к 15 году царствования Домициана, то есть к 95-96 году новой эры.

Несмотря на такое обилие свидетельств Апокалипсис Иоанна долгое время не включали в Библию. Связано это было прежде всего с тем, что данная книга не является богослужебной. И даже сейчас в христианских храмах Апокалипсис за литургией обычно не читается.

Апокалиптическая литература

Среди апокалиптических текстов встречаются как канонические, так и апокрифические произведения. Самым известным из канонических откровений является Книга пророка Даниила. Сюда же можно отнести и книги других библейских пророков. Апокрифические (неканонические) апокалипсисы как правило приписывались легендарным личностям Библии: Адаму, Сифу, Симу, Еноху. Кроме того, некоторые «ветхозаветные» апокрифы были написаны явно в новозаветное время. Среди древних апокалипсисов можно назвать следующие произведения: Апокалипсис Авраама, Три книги Еноха, 1-й и 2-й апокалипсисы Иакова, Книга Елдада и Модада, Апокалипсис Илии, 2-я и 3-я книги Баруха, 3-я книга Ездры, Апокалипсис Моисея, Откровение Чуда Зары Иакова, Гекалот Раббати, Меркаба Раба, Ламб Бокхориса.

В Новом Завете помимо Откровения Иоанна апокалиптические мотивы присутствуют в Евангелиях и некоторых апостольских посланиях. Также существует достаточно большое число апокрифических христианских и псевдохристианских апокалипсисов: Пастырь Ерма, Апокалипсис Павла, Апокалипсис Петра, Апокалипсис Пресвятой Богородицы (Хождение Богородицы по мукам), Первооткровение Иоанна (Слово святого Иоанна Богослова) и другие.

Каноническое Откровение Иоанна лежит в жанровых рамках подобных текстов I века (см. Ауни Д.Е. Новый Завет и его литературное окружение).

Апокалипсий в Кормчей 1620 года

Хотя Откровение Иоанна принадлежит к группе апокалиптических произведений, однако оно заметно выделяется среди них целостностью оригинальной композиции и уникальностью большинства образов. Это явилось одной из причин почему канонизированным оказался только Апокалипсис Иоанна Богослова.

В то же время новохронологи высказывают малообоснованную гипотезу о том, что текст Апокалипсиса в его современном виде будто бы включает в себя отрывки апокрифического апокалипсиса:

«Крайне любопытным становится теперь следующее место из «Книги о Вере». Утверждается, что существовал некий Апокалипсис святого Андрея, в котором христианам было предписано ВСЕГДА НОСИТЬ НА СЕБЕ КРЕСТ. Имеется в виду нательный крест. Мы цитируем: «Святый Андрей, во Апокалипси, от сих выше помяненных благопотребных вин конечне крест Христов правоверным всегда носити на себе повелевает. Сим бо знамением благочестивии от неверных разделяемся». Но тогда получается, что существовал не только Апокалипсис Иоанна, всем сегодня известный, но и другой Апокалипсис — святого Андрея. В котором правоверным повелевалось носить на себе христианское знаменье — крест. Не вошел ли соответствующий фрагмент Апокалипсиса святого Андрея в перевернутом с ног на голову виде в современную редакцию Апокалипсиса Иоанна. В рукописной церковно-славянской Кормчей 1620 года, хранящейся в Отделе Рукописей Российской Государственной Библиотеки (г.Москва), рукопись Ф.256/238, лист 232, при перечислении священных книг Ветхого и Нового Заветов упоминаются как две различные книги: «конечное Иоанново Откровение» и «Апокалипсий». Но «Откровение Иоанна» — это современный Апокалипсис, именно так именуемый в каноническом издании. Следовательно, был еще и другой Апокалипсис. Может быть, имелся в виду Апокалипсис святого Андрея. Сегодня, по-видимому, он утрачен. Но, как мы показали выше, некоторые его отрывки, скорее всего, вошли в современную редакцию Апокалипсиса Иоанна в искаженном виде» (Царь славян, 2003).

Начнем с того, что в Откровении Иоанна нет предписания «всегда носить на себе крест». Ссылка на наличие этой фразы «в искаженном виде» – это псевдодоказательство, не имеющее отношения к науке.

Теперь о Кормчей 1620 года. В этой книге действительно есть список книг, употреблявшихся среди христиан. После перечисления канонических книг Нового Завета, последней из которых называется «конечное Иоанново Откровение» (т.е. последняя, «конечная» книга Нового Завета). Далее идет список творений святых Отцов Церкви, где упоминается и некий «Апокалипсий». Если учесть, что он в списке находится среди произведений писателей первых веков н.э., то скорее всего здесь имеется ввиду «Откровение Мефодия Патарского» (ок. IV в.), приписываемое епископу города Патар в малоазийской Ликии, жившему в III-IV вв. Данное Откровение было чрезвычайно популярно как в Византии, так и на Руси. Например, цитаты из Патарского Апокалипсия можно обнаружить в «Повести временных лет», в «Повести о битве на Калке», во 2-й редакции Еллинского и Римского летописца, во 2-й редакции Хронографической Александрии и т.д. В новозаветный канон Откровение Мефодия Патарского разумеется не вошло вследствие неапостольского происхождения, однако Церковь поощряла распространение этой книги как назидательное и благочестивое чтение.

Апокалипсис и канон Нового Завета

Апокалипсис Иоанна был признан боговдохновенным на Западе раньше, чем на Востоке. Святые Иустин Философ, Ириней Лионский, Иларий Пиктавийский, Амвросий Медиоланский, Викторин Петтауский, блаженный Августин и другие отцы ссылались на Откровение как на книгу Священного Писания. Формально его каноничность была подтверждена Гиппонским (393) и Карфагенским (397) поместными соборами, а до этого Откровение было включено в несколько частных канонов.

На Востоке Апокалипсис долгое время вызывал дискуссии. Однако и там многие авторитетные отцы Церкви признавали каноничность этой пророческой книги (святые Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Нисский). Примерно к VI веку каноничность Откровения в Восточной Православной Церкви была уже повсеместно принята.

Боговдохновенным признают Апокалипсис следующие древние каноны: Канон Муратори (II в.), Канон Оригена (ок. 185-254 г.), Канон Евсевия Кесарийского (265-340 г.), Канон из Кларомонтанского кодекса (около 300 г.), Челтнэмский канон (ок. 360 г.), Канон Афанасия (367 г.), Канон Амфилохия Иконийского (ок. 394 г.).

Толкования Откровения Иоанна Богослова

Толкования на Апокалипсис возникли почти сразу же после его написания. Но самые ранние из них были устные, что неудивительно: олицетворением Антихриста для христиан первых веков был император Нерон, которого и считали зверем 666. Хранить письменные толкования было опасно, но спустя некоторое время они все же появились.

Апокалипсис объясняли Мелитон Сардийский, Ориген, Ипполит Римский, Киприан Карфагенский, Григорий Богослов, Амвросий Медиоланский, Афанасий Великий, Кирилл Иерусалимский, блаженный Августин Иппонский.

Наиболее авторитетное из ранних толкований принадлежит святому Андрею Кесарийскому, жившему в V веке. В нем он отвергает основные еретические лжетолкования первых веков и излагает православное понимание данной книги. Весьма ценна также Апология на Апокалипсис святого Ипполита Римского (ок. 230 г.).

В новейшее время появилось так много истолковательных трудов на Апокалипсис, что число их на русском языке к концу XX века достигло нескольких сотен. Из русских трудов наиболее ценные: Жданов А.А. «Откровение Господа о семи Азийских церквах (опыт изъяснения первых трех глав Апокалипсиса)», епископ Петр (Екатериновский) «Объяснение Апокалипсиса святого Апостола Иоанна Богослова», Никольский Н.А. «Апокалипсис и обличаемое им лжепророчество», Виноградов Н. «О конечных судьбах мира и человека», Барсов М.В. «Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса» и другие.

Николай Морозов и Апокалипсис

В 1907 году вышла книга Н.А.Морозова «Откровение в грозе и буре», где делается предвзятая попытка датировать Апокалипсис на основе астрологической интерпретации его образов. Морозов посчитал, что Апокалипсис был написан якобы в воскресенье 30 сентября 395 года, а его автором является будто бы Иоанн Златоуст (который, как известно, на Апокалипсис никогда в своих проповедях не ссылался и на Патмосе не жил). Заменяя лица, действия и картины Апокалипсиса планетами, звездами и созвездиями, Морозов широко пользуется также расплывчатыми очертаниями облаков, заменяя ими недостающие названия звезд, планет и созвездий для изображения полной картины неба в соответствии с данными Апокалипсиса. Если и облака не помогают, тогда Морозов переделывает в нужном ему смысле текст Откровения. Такое свободное обращение с текстом священной книги он оправдывает или опиской и невежеством переписчиков Апокалипсиса, «не понимавших астрономического смысла картины», или даже тем соображением, что сам писатель Апокалипсиса, «благодаря предвзятой идее», якобы делал натяжки в описании картины звездного неба.

Постепенно Морозов стал возводить свою очень причудливую гипотезу истории, смысл которой сводился к следующему: до Христа был первобытнообщинный строй и мир жил в дикости, Христос явился в IV веке новой эры и создал основы цивилизации. Иоанн Златоуст был одним из Его последователей, а все искусство и культура Древних и Средних веков – на Востоке, в Греции, в Риме – создавались в эпоху Возрождения, пророки же писали в Средневековье и т.д. И вся эта псевдоисторическая абракадабра началась с толкования Апокалипсиса.

Книга «Откровение в грозе и буре» почти сразу же подверглась разгромной критике специалистов (см. Бронштэн В.А. Н.А.Морозов — предтеча творцов «новой хронологии»). Однако астрономическая часть опуса в этих работах мало затрагивалась, что послужило причиной дальнейших спекуляций последователей Морозова.

Буря в стакане мутной воды

По мнению Морозова написание Апокалипсиса происходило следующим образом:

«С первой же главы этот неизвестный Иоанн представился мне одиноко сидящим на берегу острова Патмоса и погруженным в грустные размышления. Он ожидал вычисленного им на этот день (по употреблявшемуся тогда Саросскому циклу) солнечного затмения и старался определить с помощью астрологических соображений время страстно желаемого им второго пришествия Христа, не замечая надвигающейся сзади него грозы. Но вот внезапный свет солнца, прорвавшийся в щелевидный промежуток между двумя несущимися одна над другой тучами, вдруг вывел его из забвения и, быстро повернувшись, он увидел то же самое разгневанное солнце, смотрящее на него из-за туч, которое раз видел и я. Какое впечатление должна была произвести на него эта зловещая картина, появившаяся внезапно в тот самый час, когда он ожидал такого грозного для всех древних явления, как солнечное затмение, понять не трудно из его собственного описания. А дело осложнялось затем другим, еще неизмеримо более страшным событием — землетрясением. Он в ужасе пал на колени, и все, что было потом, стало представляться ему сплошным рядом знамений, посланных для того, чтобы он записал и истолковал их так, как подсказывало ему «божественное вдохновение», т.е. тот порыв энтузиазма, с которым знакома всякая истинно-поэтическая душа, и который он считал за отголосок мыслей бога в своей собственной душе».

Здесь сразу же возникают недоуменные вопросы: каким образом морозовскому Иоанну удалось записать текст Откровения в полной темноте, во время затмения, в облачную пасмурную погоду, при землетрясении, сопровождавшемся грозой и бурей? Неужели перо не дрогнуло от землетрясения, и свеча не потухла от бури? Насколько возможны астрономические наблюдения в таких условиях? Известно ли новохронологам, что знаменитая Пещера Апокалипсиса находится далековато от берега, в скале, на приличной высоте от уровня моря?

Был ли Христос женщиной?

Морозов и его последователи интерпретируют видения Апокалипсиса как изображение небесных светил. Причем интерпретация эта не всегда однозначная и местами довольно странная. Семь духов Божьих новохронологи представляют как созвездие Большой Медведицы, Христос объявляется Кассиопеей (!?), радуга – Млечным путем, херувим с лицом человека – Кентавром, орлоподобный херувим – Пегасом и так далее.

Знаменитые четыре всадника Апокалипсиса интерпретируются как планеты, находящиеся в созвездиях:

«При своем перемещении между звездами от запада к востоку каждая планета сначала замедляет свое движение, затем совершенно останавливается, затем поворачивает назад и производит так называемое попятное движение, зависящее от того, что ее перегоняет Земля. Затем планета снова делает остановку и снова бросается вперед от запада к востоку, ускорительным движением, как будто конь, прыгнувший вперед с разбега. Можно себе представить, какое впечатление должны были производить все эти неожиданные движения планет взад и вперед на старинных наблюдателей. Внешние планеты – Марс, Юпитер и Сатурн – представлялись им, как мы это и видим в древних книгах и на монетах, какими-то конями, скачущими галопом по зодиакальной полосе хрустального небесного свода, а сами зодиакальные фигуры – все эти стрельцы, козероги и водолеи (когда планета находилась как раз под которым-нибудь из них) – всадниками, севшими на этих коней. «

Из дальнейшего будет видно, что в число внешних (!?) «скачущих» планет Морозов также определил и Меркурий. Венера при этом осталась «безлошадной». Между тем Венера и Меркурий, в том числе и по системе Птолемея, относятся к группе нижних планет. Таким образом, либо эти две планеты не должны относится к «небесным коням» в силу отличия их видимого движения от петлеобразных траекторий верхних планет, либо обе эти планеты следует относить к общему «табуну», так как Венера и Меркурий некоторым ретроградным движением все-таки обладают. У Морозова же получился разнобой. Причем в число «коней» не попала самая яркая планета – Венера, зато попал невзрачный Меркурий.

Вслед за Морозовым гипотезу «гороскопа Апокалипсиса» взяли на вооружение и сторонники так называемой «новой хронологии» во главе с А.Т.Фоменко. Однако ничего существенного к этой астрологической выдумке они не добавили.

Реконструкция Морозова

Свои видения Иоанн наблюдал в воскресный день (дословно: «день Господень») – этот пункт Морозов кладет в календарную основу «гороскопа Апокалипсиса». Далее идут собственно астрономические соображения.

Венеру («утреннюю звезду») Морозов ставит в созвездие Змееносца, на основании сомнительного истолкования послания к Фиатирской церкви из второй главы Апокалипсиса.

Другие четыре планеты находит здесь:

«И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить. И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч. И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай. И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя Смерть; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными» (Апокалипсис, гл.6).

Морозов отождествляет белого коня с Юпитером (?), всадника с луком – со Стрельцом, рыжего коня – с Марсом, всадника с мечом – с Персеем, вороного коня – с Меркурием (?), всадника с мерой – с Весами, бледного коня – с Сатурном (?), последнего всадника с мечом – со Скорпионом (?).

«И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь» (Апокалипсис, гл.6).

В пятой и седьмой печатях Морозов никаких астрономических символов найти не смог, зато в шестой, как ему показалось, обнаружилось солнечное затмение.

«И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» (Апокалипсис, гл.12).

Морозов посчитал, что здесь описываются Солнце и Луна, находящиеся в созвездии Девы. Под двенадцатью звездами он выводит созвездие Волос Вероники, хотя в нем звезд несколько больше.

При желании можно оспорить эти произвольные отождествления или добавить другие. Например, в Апокалипсисе описывается падающая звезда – чем не комета Галлея? Или почему Меркурий объявляется темной планетой, если он ярче Сатурна? Но пока не будем придираться. Давайте рассмотрим «гороскоп Апокалипсиса» и предлагаемые новохронологами решения.

Гороскоп 30 сентября 395 года

Этот гороскоп предлагался Морозовым как почти единственное решение. Чтож, проверим его на прочность.

День недели – воскресенье. Венера в Змееносце (как «утренняя звезда» в этот день не наблюдалась, что еще раз подчеркивает сомнительность отождествления). Юпитер в Стрельце. Марс в Овне (а тут мимо!). Меркурий в Весах. Сатурн в Скорпионе. Солнце и Луна в Деве (Луна невидима, т.к. в фазе новолуния). Затмение Солнца 30 сентября 395 года было кольцеобразное (частное), поэтому «двенадцать звезд Волос Вероники» во время затмения не могли быть видны. Следовательно, планеты также можно было наблюдать только ночью, после затмения. Однако в «гороскопе Апокалипсиса» планеты описываются до затмения. Морозов этого никак не объясняет. Впрочем, само затмение на Патмосе в этот день не могло наблюдаться, так как оно произошло примерно через два часа после заката.

Гороскоп 14 сентября 1249 года

Этот гороскоп рассматривался Морозовым в книге «Христос», но был отброшен как менее подходящий. Однако эта дата понравилась Фоменко: «. 1249 год прекрасно согласуется с новой датировкой библейских книг, полученной в наших работах. Дата 1249 год в точности отвечает новой хронологии» (Новая хронология Греции, 1995).

День недели – вторник (?!). Венера и Сатурн в Весах (все мимо!). Юпитер в Стрельце. Марс в Тельце (снова мимо!). Меркурий в Деве (опять мимо!). Меркурий и Сатурн, согласно порядку выхода «коней», не могли наблюдаться после Марса, так как в это время они уже находились за горизонтом. Солнце в Деве. Луна в Стрельце (и на этот раз мимо!). 14 сентября и в окрестности плюс-минус месяц ни солнечные, ни лунные затмения не наблюдались.

Очевидно, что этот гороскоп заметно хуже предыдущего.

Гороскоп 1 октября 1486 года

В более поздних книгах Фоменко настаивает именно на этом гороскопе. Дата 1249 год уже не кажется ему столь прекрасной: «. астрономическая датировка Апокалипсиса 1486 годом н.э. — то есть 6994 годом в.э. — идеально соответствует его содержанию» (Математическая хронология библейских событий, 1997). Знаем мы эти «идеальные» решения!

День недели – воскресенье. Венера во Льве (мимо!). Юпитер в Стрельце. Марс в Близнецах (снова мимо!). Меркурий в Весах. Сатурн в Змееносце (опять мимо!). Меркурий и Сатурн также не могли наблюдаться после Марса, по той же причине. Солнце в Деве. Луна в Скорпионе (мимо еще раз!). 1 октября и в окрестности плюс-минус месяц ни солнечные, ни лунные затмения не наблюдались.

В одной из последних книг новохронологи пишут: «. [в Апокалипсисе] содержится гороскоп, который датируется однозначно (!). Другими словами, на всем историческом интервале астрономическое решение единственно (!?). Результат: гороскоп Апокалипсиса датируется 1 октября 1486 года, то есть концом XV в. н.э.» (Какой сейчас век, 2002).

Вот так, перемещаясь от «прекрасного» к «идеальному», Фоменко объявил свое решение единственно верным, хотя оно явно хуже морозовского.

Об «идеальности» гороскопов

Достаточно взглянуть на нижеследующую таблицу, чтобы убедиться – ни один из трех предлагаемых гороскопов не соответствует в точности условиям «гороскопа Апокалипсиса».

«Гороскоп Апокалипсиса» Гороскоп 30 сентября 395 года Гороскоп 14 сентября 1249 года Гороскоп 1 октября 1486 года
День недели — воскресенье да нет да
Венера в Змееносце да нет нет
Юпитер в Стрельце да да да
Марс в Персее нет нет нет
Меркурий в Весах да нет да
Сатурн в Скорпионе да нет нет
Солнце в Деве да да да
Луна в Деве да нет нет
Солнечное затмение частное (на Патмосе не наблюдалось) нет нет

С формальной точки зрения более предпочтительным мог бы считаться вариант Морозова, но он сомнителен в части затмения Солнца. Из этой неловкой ситуации Морозов неуклюже попытался вывернуться утверждением, что мол Солнце закрылось тучкой, а Иоанн подумал, что наступило затмение.

Но что еще фатальнее, все три «гороскопа» не проходят по Марсу, который по хорошему-то должен быть в Персее, а оказывается довольно далеко от него. Вместо характеристики «Марс в Персее» Морозов использует более расплывчатое «Марс под Персеем». Однако Марс в гороскопе 395 года находится вблизи границы Кита, и от Персея его отделяет целое созвездие Овна. Ничем не лучше ситуация с Марсом в вариантах Фоменко. В гороскопе 1249 года Марс находится на окраине Тельца в окружении Возничего, Близнецов и Ориона. В гороскопе 1486 года ситуация еще хуже – Марс, находящийся в Близнецах, заслоняют от Персея созвездия Возничего и Тельца.

Именно поэтому в своих опусах новохронологи не приводят изображений реальной картины звездного неба, которую можно легко получить из любой современной программы-планетария. Вместо этого Фоменко подсовывает читателю собственные карандашные наброски, намеренно искажающие положение небесных объектов. Но нам-то зачем глядеть на эти нелепые каракули? Посмотрим лучше на изображения, сделанные из программы StarCalc.

Илл.1. Положение Марса 30 сентября 395 года над Патмосом.

Илл.2. Положение Марса 14 сентября 1249 года над Патмосом.

Илл.3. Положение Марса 1 октября 1486 года над Патмосом.

Собственно говоря, предлагаемый Морозовым «гороскоп» не имеет решений. Дело в том, что созвездие Персея находится несколько в стороне от видимого пути Марса. Единственное, что новохронологам остается – это искать приблизительное «решение». Но с таким подходом можно привязать «гороскоп Апокалипсиса» практически к любой наперед заданной эпохе. В том числе и к традиционной дате написания Откровения.

Еще один гороскоп

Хотя новохронологи и утверждают, что «гороскоп Апокалипсиса» имеет только три возможных решения, однако на самом деле это далеко не так. Но прежде чем пытаться отыскать прочие решения необходимо предварительно произвести ревизию толкования образов Откровения (кони, всадники и прочее), тем более что варианты, предложенные Морозовым, неубедительны.

Морозов считал, что основная часть гороскопа содержится в раскрытии семи печатей Апокалипсиса. Однако он сам и его последователи-новохронологи не смогли дать полную и правильную трактовку этих печатей. Ниже предлагается один из вариантов прочтения данного места Откровения Иоанна Богослова.

Снятие первой печати

«И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить» (Апокалипсис, гл.6).

Венера является САМОЙ ЯРКОЙ И ОСЛЕПИТЕЛЬНО БЕЛОЙ планетой на небе, неудивительно, что Иоанн изображает ее ПЕРВОЙ. Этот конь соответствует другому белому коню из 19-й главы Апокалипсиса:

И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие».

В приведенном отрывке ПОБЕДИТЕЛЕМ на белом коне является сам Христос («Слово Божие»). В то же время известно, что Господь есть ЛЮБОВЬ, а Венера – богиня ЛЮБВИ, что подтверждает правильность отождествления белого коня с Венерой.

Морозов предлагает считать всадника с луком созвездием Стрельца. Не будем здесь против этого возражать.

Значение первой печати: Венера в Стрельце.

Снятие второй печати

«И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч» (Апокалипсис, гл.6).

В данном случае наша гипотеза совпадает с вариантом Морозова. Марс как КРАСНАЯ планета хорошо подходит под описание. Всадника с мечом будем считать Персеем.

Значение второй печати: Марс под Персеем.

Снятие третьей печати

«И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай» (Апокалипсис, гл.6).

Согласно классической астрологии, Юпитер (современные астрономы добавили бы: планета с ТЕМНЫМИ полосами и пятнами) в негативном аспекте указывает на ЖАДНОСТЬ К ДЕНЬГАМ И КОРЫСТОЛЮБИЕ.

Кроме того, с иудейской точки зрения – а Иоанн был иудеем – поклонники Юпитера Олимпийского виновны в осквернении Иерусалимского Храма во времена Маккавеев. В результате чего вместо ЕЛЕЯ и ВИНА «жертвенник наполнился непотребными, запрещенными законом вещами» (Вторая книга Маккавейская, гл.6).

Юпитер, как верховное языческое божество, неизменно изображается христианскими авторами в ЧЕРНЫХ красках.

Например, в 14-й главе Деяний Апостолов читаем: «Жрец же идола Зевса (Юпитера), находившегося перед их городом, приведя к воротам волов и принеся венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение. Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: мужи! что вы это делаете? И мы – подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них, Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши. И, говоря сие, они едва убедили народ не приносить им жертвы и идти каждому домой».

Таким образом, Юпитер ПРЕКРАСНО соответствует образу вороного коня.

Всадника с мерой, восседающего на вороном коне, опять же следуя Морозову, будем считать созвездием Весов.

Значение третьей печати: Юпитер в Весах.

Снятие четвертой печати

«И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя Смерть; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными» (Апокалипсис, гл.6).

Меркурий – ЧЕТВЕРТАЯ по яркости планета. Но она всегда показывается низко над горизонтом и для прямой видимости доступна на очень короткое время. Причем благодаря близости Меркурия к Солнцу, он выглядит как БЛЕДНАЯ точка, что затрудняет наблюдения.

То есть Меркурий ИДЕАЛЬНО соответствует образу бледного коня.

Вместо морозовского всадника-Скорпиона здесь предлагается Змееносец, так как о последнем всаднике сказано, что ему дана «власть над четвертою частью земли — УМЕРЩВЛЯТЬ МЕЧОМ и голодом, и мором и ЗВЕРЯМИ ЗЕМНЫМИ». Из цитаты понятно, что данный всадник должен иметь человеческий облик, а единственным созвездием, изображающим человека с животным, является Змееносец, держащий в руках ЗМЕЮ («земного зверя»). Между тем, ЗМЕЙ в христианстве считается виновником греха и СМЕРТИ. Поэтому в 20-й главе Апокалипсиса СМЕРТЬ также как и ЗМЕЙ (он же диавол, он же дракон) ввергаются в огненное озеро. Отметим также, что ЗНАКОМ ПЛАНЕТЫ Меркурий является стилизованный ЖЕЗЛ этого греческого бога, причем ВОКРУГ ЖЕЗЛА обвиваются ЗМЕИ.

Значение четвертой печати: Меркурий в Змееносце.

Снятие пятой печати

«И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (Апокалипсис, гл.6).

Исчисление числа праведников Церкви, достойных надеть белые одежды, производится в 7-й главе, их число определяется как 144000. Затем, в 14-й главе, они становятся свидетелями просимого ими воздаяния за кровь убитых христиан:

«И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах. И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих. Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли. Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцу Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим. И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу; и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод. И другой Ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы. И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его. Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса. И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними. И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп. И вышел другой Ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела. И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата. И другой Ангел вышел из храма, находящегося на небе, также с острым серпом. И иной Ангел, имеющий власть над огнем, вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул к имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь гроздья винограда на земле, потому что созрели на нем ягоды. И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия. И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий».

Поскольку тут речь идет о ЖАТВЕ, то ясно, что ее астрономическим символом может быть только Сатурн, называемый ВЕЛИКИМ ЖНЕЦОМ, атрибутом и ЗНАКОМ ПЛАНЕТЫ которого является СЕРП. Причем подчеркивается, что «потекла кровь из точила даже до узд КОНСКИХ», то есть до Сатурна, как последней и ПЯТОЙ по яркости из описываемых планет-«коней». Созвездием, в котором является Сатурн, скорее всего является Дева, так как праведники названы ДЕВСТВЕННИКАМИ и, кроме того, они олицетворяют собой Церковь, которая является ДЕВОЙ и НЕВЕСТОЙ Христа.

Значение пятой печати: Сатурн в Деве.

Снятие шестой печати

«И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь. И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои. И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих. И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Апокалипсис, гл.6).

Здесь, по Морозову, описано солнечное затмение. Однако не указано созвездие, где осуществилось затмение, так как это раскрывается следующей печатью.

Значение шестой печати: Солнечное затмение.

Снятие седьмой печати

«И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб. И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение» (Апокалипсис, гл.8).

Затмившееся Солнце, изображенное как ЗОЛОТАЯ КАДИЛЬНИЦА, находится над созвездием ЖЕРТВЕННИКА. Далее по тексту, в 12-й главе, упомянуто, что Луна находится ПОД НОГАМИ Девы. Очевидно, что созвездием, где происходит затмение, является Скорпион, так как только он расположен и над Жертвенником и под Девой.

Значение седьмой печати: Солнце и Луна в Скорпионе.

Отметим, в итоге мы получили достаточно логичное и целостное астрономическое прочтение семи печатей Апокалипсиса. Планеты-кони описываются в ЧЕТКОМ порядке, по УМЕНЬШЕНИЮ ЯРКОСТИ. Причем комплексно задействованы ВСЕ известные в античности планеты. Это явное преимущество в сравнении с небрежными, сшитыми из «лоскутов» трактовками Морозова. Однако, имеет ли данный гороскоп решения?

На пресловутой конференции 6 декабря 2006 года Фоменко «горячо рекомендовал» программу Horos. Если воспользоваться этой рекомендацией, то легко убедиться, что данная программа однозначно датирует вышеописанный гороскоп 3-4 ноября 96 года.

И действительно, в это время планеты находились в указанных созвездиях. Венера в Стрельце. Марс под Персеем. Юпитер в Весах. Меркурий в Змееносце. Сатурн в Деве. Все четко соблюдено.

Что касается Марса под Персеем, то в данном гороскопе любопытным является следующее. Марс находится практически на границе созвездий Овна и Тельца, то есть как бы ни в одном из них, но одновременно СТРОГО ПОД ПЕРСЕЕМ. При этом Марс располагается гораздо БЛИЖЕ к Персею по сравнению с любым из «новохронологических» гороскопов.

В эти дни Солнце и Луна находились в Скорпионе. Удивительный факт – именно там и произошло кольцеобразное солнечное затмение 3 ноября 96 года! Вероятность такого совпадения априори очень мала, поэтому тем ценнее обнаруженное решение. Правда, как и морозовское затмение, на Патмосе оно не могло быть наблюдаемо, однако в любом случае этот вариант ничем не хуже новохронологического (тучка, закрывшая Солнце, создала иллюзию затмения, которое автор Апокалипсиса мог заранее рассчитать по теории Гиппарха). Тем более что в гороскопах Фоменко условие по затмению, мягко говоря, далеко от соблюдения.

Илл.4. Положение Венеры, Меркурия, Солнца и Луны 3-4 ноября 96 года над Патмосом.

Илл.5. Положение Марса 3-4 ноября 96 года над Патмосом.

Илл.6. Положение Юпитера и Сатурна 3-4 ноября 96 года над Патмосом.

В заключение необходимо обсудить саму дату. Безусловно, 3 ноября 96 года весьма точно совпадает с датировкой написания Апокалипсиса, на которую указывают Ириней и Евсевий. И хотя этот день приходится не на воскресенье, но неразрешимой проблемы тут нет. Дело в том, что в исходном тексте о дне недели явно не упоминается. Сказано лишь, что видение Иоанну было «в день ГОСПОДЕНЬ». С тем же успехом это могли быть сутки с четверга на пятницу, ведь именно в это время — в еврейскую пятницу — состоялась Тайная вечеря, на которой ГОСПОДЬ установил таинство Евхаристии, то есть причащение хлебом и вином, символизирующих собой тело и кровь Христа.

Любопытным является и тот факт, что 96 год н.э. по сути является 100 годом от Рождества Христова, так как Иисус родился в 4 году до н.э. Иначе говоря, Откровение явилось не случайным событием, а знаменовало собой столетний юбилей Рождества.

Вышеизложенная гипотеза не ставит себе задачей доказать, что в Апокалипсисе содержится некий гороскоп, по которому можно датировать данную книгу. Читателю лишь демонстрируется, что при использовании новохронологических «методик» нетрудно получить практически любую эпоху датировки этого текста.

Таким образом, предположение новохронологов о якобы имеющемся в Откровении некоем гороскопе отвергается вовсе не потому, что он будто бы не имеет «традиционных» решений, а совсем по другой очевидной причине.

Когда светила были богами

Древние язычники считали, что звезды и планеты являются богами. В связи с этим появление того или иного небесного тела рассматривалось как знамение. Марс («бог войны») предвещал несчастья, появление «добрых» богов-планет имело позитивное значение. Солнечные и лунные затмения, а также кометы считались дурным предзнаменованием. Верования такого типа в разной форме встречаются во многих цивилизациях. Люди искали в небесах знаки, по которым можно было бы угадать, что собираются предпринять боги. Впоследствии эти примитивные представления сформировались в то, что принято называть астрологией.

Порицание этих языческих заблуждений встречаются уже в Ветхом Завете:

. дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им. (Второзаконие, гл.4).

. не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это. (Второзаконие, гл.18).

Новый Завет – а также и христианство как вероучение – не менее резко дистанцируются от языческих суеверий. Исходя из этого, было бы нелепым предполагать, что апостол Иоанн Богослов якобы имел какое-то отношение к астрологическим бредням. Подобные фантазии могли родиться в голове склонного оккультизму Морозова, но никак не у серьезного исследователя.

Зачем был нужен гороскоп?

Пытаясь найти хоть какую-то логику в рассуждениях Морозова и Фоменко, мы неизбежно придем к естественно возникающему вопросу: а зачем автору Апокалипсиса вообще было нужно записывать некий гороскоп?

Назначение гороскопа может быть двоякое. Прямое назначение – дать астрологическую характеристику определенному дню или событию. Но 30 сентября 395 года, 14 сентября 1249 года и 1 октября 1486 года с исторической точки зрения практически ничем не примечательны. Следовательно, эта причина отпадает. Косвенное назначение гороскопа – с помощью астрономической картины неба зафиксировать на века текущую дату, чтобы спустя несколько столетий эту дату можно было бы восстановить вне зависимости от календарных изменений. Эта причина применительно к Апокалипсису довольно сомнительна. Во-первых, как уже было сказано, «дешифрованные» даты не несут в себе никакого глобального исторического содержания. Во-вторых, с точки зрения Морозова и Фоменко, текст Апокалипсиса писался не для далеких потомков, а с прицелом на ближайшие годы. По версии Морозова, Иоанн предсказывал Конец Света через три с половиной года. По версии Фоменко – через шесть лет. Очевидно, что делая предсказания на такой короткий срок можно было задать дату гораздо проще. Например, указать год правления императора. Или год по византийской эре.

О византийской эре

Специфика доказательств сторонников «гороскопа Апокалипсиса» порой такова, что оправдывая свои частные предположения, они вместе с тем сами же опровергают свою гипотезу в целом:

«Почему именно 1486 год является наиболее вероятной датировкой написания Апокалипсиса в нашей реконструкции? Вот почему. Как хорошо известно, Апокалипсис в основном рассказывает о конце света. Это — его главное содержание. Но тот год, когда весь средневековый христианский мир со страхом ожидал конца света хорошо известен в истории. Это — 1492 год н.э., который являлся 7000-ным годом от Адама по византийской эре. Согласно господствовавшему в то время убеждению, именно в 7000-ном году должен наступить конец света. Таким образом, Апокалипсис посвящен событиям, ожидаемым в 1492 году н.э. При этом, в первых же строках Апокалипсис прямо заявляет: «время близко». (Математическая хронология библейских событий, 1997).

В 1492 году н.э. восточные христиане действительно ожидали наступления Конца Света. В частности, в Византии и на Руси никто тогда не решался составлять пасхальные таблицы дальше этого года (см. Климишин И.А. Календарь и хронология). Но, признавая факт ожидания христианами Светопреставления в 7000 году в.э., а следовательно и существование в эту эпоху византийской эры как календарной системы, Фоменко и Ко тем самым подписали «новой хронологии» смертный приговор. Ведь если византийская эра находилась в средневековом обиходе на протяжении нескольких столетий, то утверждение о подделке мировой хронологии «злыми Романовыми» в XVII веке теряет под собой всякое разумное основание. Счет времени шел по византийской эре непрерывно и уже поэтому никаких сдвигов и провалов в хронологии быть не могло. Следует отметить также и то, что византийская эра тесно связана с библейской хронологией, что косвенно опровергает фоменковскую гипотезу о якобы позднесредневековом происхождении Библии.

Автор Откровения по Фоменко

Из книг по так называемой «новой хронологии» можно узнать, что Фоменко и его сторонники автором Апокалипсиса считают, без веских на то оснований, Иоанна Крестителя (якобы: он же Цицерон, он же Поджо Браччолини, он же Гаспарино Барцицца, он же Никколо Никколи, он же Сулла, он же «Одиссей — Улисс (Уллис) — продолжение Ахиллеса», он же «Ларций + Марций Кориолан», он же Люций Аврелиан, он же Нарзес — Нарций, он же «Альберик I (?) и Мароция (?)», он же «Оттон I, Оттон II, Октавиан Август», он же Карл Анжуйский, он же Клодий, он же Алексей Врана, он же пророк Исайя, он же . Эритрейская Сивилла и он же . осел Эней).

Что касается пассажа относительно Эритрейской Сивиллы, то он безусловно достоин того, чтобы быть озвученным в одной из передач «Смехопанорама» Евгения Петросяна. Про осла Энея с отвращением умолчу, а вот про затесавшегося сюда пророка Исайю можно вспомнить следующее: Морозов в книге «Пророки» датировал так называемый «гороскоп Исайи» 442 годом, Фоменко альтернативную датировку получить не смог, что в итоге привело к новоастрономическому перекосу примерно в тысячу лет. Фоменко этого даже не заметил (см. Начало Ордынской Руси, 2005).

Остальные кандидатуры – того же качества.

Причем тут Иоанн Креститель?

Представление Иоанна Крестителя автором Откровения также является ошибочным. Начнем с того, что в тексте Апокалипсиса есть ряд мест, указывающих именно на апостола Иоанна Зеведеева.

«Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби, и в царствии, и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа» (Апокалипсис, гл.1).

Здесь вполне ясно говорится, что автор был свидетелем Страстей Христовых, Распятия и Воскресения. Из Нового Завета известен только один Иоанн, подходящий под это описание – Иоанн Богослов. Да и само его прозвание «Богослов» происходит от строк из начала Евангелия: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Еванг. от Иоанна, гл.1). В этом же Евангелии говорится: «Сей ученик [апостол Иоанн] и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его» (глава 21). В Откровении Христос также называется Словом Божьим (Апокалипсис, гл.19). Имеются и другие текстологические совпадения между данными текстами. Таким образом, автором Евангелия и Апокалипсиса является один и тот же человек – апостол Иоанн Богослов.

Кроме того, Иоанн Креститель был казнен до Распятия Христа, а Откровение было написано после, что подтверждается прямым текстом: «. Господь наш распят» (Апокалипсис, гл.11). Этим фактом авторство Крестителя полностью исключается.

Наконец, согласно так называемой «новой хронологии» Иоанн Креститель жил якобы в XII веке. А «гороскоп Апокалипсиса» Фоменко датирует XV веком – и вновь нестыковка. Так кто же тогда производил астрономические наблюдения? Или астрономия тут ни при чем?

Апокалипсис в Геннадьевской Библии

В ниспровергательском запале Фоменко договорился даже до того, что «какие-то части Апокалипсиса, или даже весь (!) его текст, написан не христианином» (Царь славян, 2003). Напомним, этой фразой новохронологи кидаются в адрес Иоанна Крестителя. Какие основания могут быть для такого сомнительной ценности утверждения?

«В Геннадьевской Библии якобы 1492 (?) года, в Апокалипсисе, есть следующие строки: «И егда скончаютъ св[и]детельство; зверь въсхождя отъ бездны сътворитъ съ нима брань, и победитъ я и убиетъ я и трупа ею оставитъ на площади града великаго иже нарицается д[у]ховно Едемъ Египетъ иде же Г[оспод]ь ею распятъ бы[сть]». Переведем на современный русский язык: «И когда окончат свидетельства, зверь, выйдя из бездны, сотворит с ними двумя брань, и победит их и убьет их, и два трупа их оставит на площади града великого, который нарицается духовно ЕДЕМ ЕГИПЕТ (или Едем Египетский), ГДЕ И ГОСПОДЬ ИХ РАСПЯТ БЫЛ». Здесь для нас самое интересное то, что город, где был распят Иисус Христос, назван Едемом. Но ЕДЕМ или ЕВДОМ — это название средневекового предместья Царь-Града. Любопытно, что в современном синодальном переводе данное место сильно искажено. Вот как его «перевели»: «И трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят». В оригинале стоит выражение: «Господь ИХ», говорящее о том, что автор данного фрагмента Апокалипсиса — не христианин, человек отделяющий себя от Христа. А в тенденциозном переводе написали: «Господь НАШ». Смысл изменился на противоположный. После такой правки автор Апокалипсиса стал якобы христианином, признающим Христа своим Господом» (Там же).

Составленная в 1499 году (7007 году в.э.) по распоряжению новгородского архиепископа Геннадия славянская Библия не является безупречным образцом перевода. В исходном греческом тексте упоминается именно «Содом», а не «Едем». Неаргументированное настаивание на чтении «Едем» или даже «Евдом» (?) демонстрирует невежество новохронологов в области текстологии. Кроме того, речь тут идет не о географии, а о том как «нарицается духовно» город, который в будущем покорится апокалиптическому Зверю. Если не вырывать фразу из контекста, то будет ясно, что Содом и Египет здесь являются образами греха и идолослужения, хорошо известными по Ветхому Завету.

Что же касается местоимений «их» и «наш», то употребление слова «их» в данном случае является характерным для греческого текста и подстрочных переводов, а слово «наш» – для синодального перевода. Строго говоря, с христианской точки зрения более правильным здесь будет местоимение «их«, так как в этом отрывке идет не речь автора, а речь самого Бога: «. и сказано: . дам двум свидетелям Моим. » (Апокалипсис, гл.11) и далее по тексту. Бог может себе позволить говорить о своей персоне в третьем лице, но Он не является Господом самому Себе – отсюда и выражение «Господь их».

Уже не в первый раз новохронологи демонстрируют свой дилетантизм, как не в первый раз они пытаются извлечь из собственных заблуждений далеко идущие выводы. Может быть уже хватит выставлять себя на всеобщее посмешище?

Хулители и число зверя

Мимо знаменитого апокалиптического числа зверя новохронологи тоже не смогли пройти. По их версии число Антихриста это . якобы число Христа.

«Дело в том, что вычисленный нами выше год рождения Христа, а именно 1152 год н.э., в старых летописях, использующих обычное и широко распространенное византийско-русское летосчисление «от Адама», должен был записываться как 6660 год. В самом деле: 5508+1152=6660. Но в старой записи «ноль» не писался. Поэтому дата 6660 записывалась с помощью трех букв-шестерок — в разрядах тысяч, сотен и десятков, соответственно. Число 666 записывается теми же тремя буквами-шестерками, поскольку буквенные обозначения шестерки в разряде тысяч и единиц были одинаковы» (Царь славян, 2003).

Относительно ошибочности даты 1152 года как года рождения Христа мы здесь углубляться не станем, так как это тема отдельного разговора. Что же касается пресловутого числа 666, то никакого отношения к хронологии оно не имеет:

«. никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. число его – шестьсот шестьдесят шесть» (Апокалипсис, гл.13).

«. и победившие зверя и образ его, и число имени его. поют песнь Моисея. » (Апокалипсис, гл.15).

В традиционном богословии число зверя связывают с Цезарем Нероном, так как его имя, записанное на иврите, имеет числовое значение 666.

Попытка же новых псевдохронологов изобразить черное белым, измазать белое черным, а заодно и «отменить хронологию» – это богохульная выходка сродни той, которую описывает известное пророчество о приходе Антихриста:

«И против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них [праздничные] времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени» (Книга пророка Даниила, гл.7).

Имеющий ухо да слышит.

Христианское понимание Откровения

Апокалипсис означает «Откровение», то есть Откровение Божественных Тайн. Во первых, это Тайна вечного Царства Божия, его проявления в нашей жизни и в Церкви. Во вторых, это Тайна беззакония или Тайна действия сил Сатаны. В-третьих, это Тайна нашего Спасения, начиная от Распятия и до всеобщего Воскресения и жизни в будущем веке. Соответственно этому различают три направления в толковании Откровения Иоанна.

Первое направление – богословское. Оно рассматривает Апокалипсис как книгу, раскрывающую историю христианской Церкви в особой пророческой форме. Сюда относятся: толкование образа «жены, облеченной в солнце» из XII главы, семь посланий церквам Асии и объяснение некоторых других видений.

Второе направление – историческое. Оно рассматривает образы Апокалипсиса как отражение тех или иных общемировых событий. В таком ракурсе история Земли предстает перед нами в виде непрерывной борьбы Добра со Злом, которая достигает своей кульминации в последней и решающей битве – Армагеддоне.

Третье направление – эсхатологическое, связанное с Концом Мира, с дальнейшей судьбой человечества в целом и путями спасения каждого человека в отдельности.

В различные эпохи люди находили в Откровении Иоанна отражение своего времени, и им казалось, что Конец Света вот-вот наступит. Это обусловлено тем, что пророчества Апокалипсиса частично, то там, то здесь, все время осуществляются, но их полное исполнение произойдет только в конце мировой истории. Конкретного же срока наступления Конца Света никто знать не может, так как сказано: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Еванг. от Марка, гл.13). И поскольку Светопреставление может произойти в любой момент, то следует быть к этому готовым: «Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время» (Там же).

Как уже говорилось выше, классическим комментарием на Апокалипсис является Толкование святого Андрея Кесарийского. Поэтому все церковные богословы в известной степени основываются именно на нем. В качестве примера таких современных толкований можно привести следующие книги: архиепископ Аверкий (Таушев), иеромонах Серафим (Роуз) «Апокалипсис в учении древнего христианства», протоиерей Александр Мень «Читая Апокалипсис».

Постскриптум

В 2009 году, в подражание Морозову, А.Т. Фоменко и Г.В. Носовский выпустили отдельную книжицу, посвященную «расшифровке» Откровения Иоанна Богослова. Эта сводная компиляция имеет симптоматичное название: «Число зверя. Когда был написан Апокалипсис». В ней практически слово в слово повторяются те новохронологические «гипотезы», которые были обсуждены выше.

Источник

Оцените статью