О пределах применения иллюзорных образов

Гильдия Северный Калимдор
Тесмена Блёклые Сумерки
Инвар Воронье Крыло
Нериллин Белая Песня
Тайрет Белая Песня

— Дальше и направо? — задумчиво повторила Тесмена, глядя в зеркальце с длинной резной ручкой.
— А, вот!

Наклонившись к мерцающей волшебной лягушечке, которая сидела у неё на коленях, чародейка сунула руку той прямо в рот, разинутый с готовностью и без малейшего следа беспокойства. Рука провалилась как в пустоту, по локоть, чтобы мигом вытащить на свет слегка пыльную бутылку нильмешского.

Хлоп зеркальцем о рукав — и обе лягушечки, и здешняя, и та, что забралась к Тайрету в погреб, растаяли искристым облачком. Бутылка же отправилась в соседнее кресло, Инвару на расправу.

Тот с невозмутимым видом принялся открывать бутылку.
— Надо бы по-хорошему проверить, сколько там осталось.
— Штук... Э-эм... Несколько, — отмахнулась Тесмена, пряча зеркало в складках платья.
— Какая разница, у меня и своего полно.

Разлив нильмешское по бокалам, Инвар усмехнулся:
— То есть ты совершенно напрасно подвергаешь меня риску выселения?
— Я? — повела плечиками чародейка. — По этому краю ты ходил и без меня, я всего лишь... М-м, в своём праве гостьи, которой совершенно забыли предложить вина.
— Надо было всё-таки попугать тебя подольше, — вздохнула она с улыбкой. — Надо же, призрак!
С тяжким вздохом эльф пробормотал что-то неразборчивое и надолго приложился к бокалу.

— Тайрет так просил... У ног, практически, — Тесмена потянулась и за своей порцией.
— А зачем ты у него-то поселился? Здесь больше некуда пойти?
— Теперь, наверное, и некуда, беженцы везде. Ну и он не так действует на нервы, как Нериллин, маленький ребёнок и этот ее рогатый тип.
— Она здесь? Не пошла… М-м, трофейные рога собирать на юге?
— Здесь, — выдохнул Инвар. — Почётная отставка по случаю пересчитывания веток головой требует полного вовлечения в процесс.
— Она хотя бы ходит?
— Давно уже. Короткую пробежку с тапком наперевес на днях тоже осилила без проблем, — фыркнул в бокал эльф.

Тесмена брезгливо поморщилась. Спрашивала она, разумеется, не всерьёз.
— И где же Тайрет? — пожаловалась, разглядывая своё вино. Обещанные полтрюма кристаллов, которые никто ей пока так и не предъявил, нагоняли даже нильмешским невыводимую тоску.
— Ищи ветра в поле, — пожал плечами Инвар. — Может, в городе, может, спит где-нибудь. Не видел его сегодня.

***

Нериллин оказалась легка на помине: вскоре она выросла бесшумной тенью за Инваром, всё ещё предававшимся распитию выдержанного нильмешского в компании чародейки.
— И-инвар, — елейным тоном протянула она, уложив локти на спинку кресла. — Скажи мне, это так задумано, что тот мелкий гиппогриф выкорчёвывает вишню в саду? Мне-то казалось, Тайрет её вылечил, с чего бы ему теперь от неё избавляться, м?

Эльф коротко выругался, поспешно выбрался из кресла и едва ли не бегом отправился разрешать ситуацию. Пустующее место немедленно заняла бывшая Часовая:
— Тесмена, какая ночь, — выдохнула она, выудила из складок юбки объёмный конверт, положила на стол и подвинула его чародейке. Улыбнулась снова, — Здесь всё, что нам нужно, со сроками, объёмами и дополнительными указаниями. Если ударим по рукам, древням передадут, где можно найти материалы.

— Часовая Белая Песня, — в тон ей ответила Тесмена, будто бы и слыхом не слыхивала ни про какую отставку. — Значит, для дел неофициальных вы всё-таки готовы разговаривать со мной. Ну, чем же вы не решились потревожить ваших рядовых мастеров?
Она ловко вскрыла конверт и нахмурилась, вглядываясь в пухлую стопку листов, мелко-мелко исписанных с обоих сторон.

— Да уже три луны как не Часовая, — хмыкнула в ответ Нериллин. — Рядовые мастера же имеют привычку жить где-то поблизости от места работы, и даже если бы мы смогли найти на разодранной войной территории чудесным образом не заваленного работой мастера, обеспечить безопасную доставку грузов будет нелегко. Надеяться на чудо на каждом этапе было бы, по меньшей мере, легкомысленно, не находите? Впрочем, если всё это, — она махнула рукой в сторону листов, — слишком скучно и обыденно, что ж...

— Это не сова пролетела? — перебила чародейка.
— Так... Что ж... Нет, моим древням наверняка понравится раскапывать тайники, зачем лишать их маленьких удовольствий... О, вот это и это они вполне тоже смогут начертить, тем более в таком количестве... О... Кто это писал?! Откуда мне знать-то, как выглядит эта красноколючковая опунция!

Нериллин коротко вздохнула:
— Волнистый гилоцереус тоже всего лишь пример — кое-кто увлекся, бывает. Просто выберите что-нибудь знакомое.
— То есть на то, что в этом доме найдётся приличный иллюстрированный справочник, рассчитывать тоже не приходится?
Последнюю страницу Тесмена разглядывала с особенно брезгливым раздражением:
— И почему меня не удивляет, что Часовые совершенно лишены воображения? Одного не знаю: вы его ещё в детстве меняете на первый игрушечный лук, или попозже, на именной чакрум? Да вы мстить собираетесь или от кредиторов прятаться?! Опунции! Гилоцереусы!Песочек! Камни! Что, никто не нашёл бы применения образу крепкого длинноухого калдорай? Фальшивых верёвок? Жуков или скорпионов, или кого там боятся эти... — она описала в воздухе круг, должный видимо обозначать огромного грузового зверя.
— Ну да, десяток гигантских скорпионов в одном месте ни у кого не вызовет никаких вопросов, — Нериллин усмехнулась и не выдержала, захохотала в голос. — Не-е-ет, пауки были бы в самый раз! Или ну их, всех в луговых собачек!
Всхлипывая от смеха, бывшая Часовая перебрала ещё и свинолюдов, и кодо, и, чем демоны не шутят, ос.
— Ох, — она утерла слезы. — Не умеешь — не лезь. Не хочешь — не тяни время. Скучно — побеси Инвара. Он сейчас как раз там внизу дойдет до нужной кондиции.
— Гигантских?.. — оторопело повторила Тесмена, как только её собеседница лично подтвердила все чародейкины опасения.
— Ладно, — отмахнулась вяло и сделала большущий глоток вина. — Будете кактусами.
— Пусть развлекаются, — пожала плечами длинная эльфийка. — Им это не помешает. Травники-то, кстати, у Тайрета должны быть, если медвежатам не отдал.
— Ну, в его же интересах найти, — всё так же без энтузиазма отозвалась высокорожденная и сползла с кресла, подышать у парапета свежим воздухом.
— Найдет, медвежата у него ответственные, — заверила чародейку Нериллин.

На том же участке двора, что открылся взору Тесмены, стремительно разворачивались события: вот промелькнула длинная, подозрительно похожая на Инвара, тень, дополненная тенями ведра и лопаты, вот гиппогриф-подросток выбежал из кустов с чем-то блестящим в клюве, и теперь длинная тень уже пытается настигнуть птенца, но тот — ах, эта игра света на изумрудно-рыжих перьях! — изящно уворачивается от преследователя, и вот уже оба действующих лица скрываются за углом...

— Видимо, это до заката, — со вздохом заключила она и развернулась обратно к Нериллин, решительно нахмурив брови:
— Ладно, попробуем по-другому.
Проводив взглядом оставшееся в кресле зеркальце, Тесмена выудила из складок платья маленькую плоскую коробочку, едва заметную в ладони.
— Что, по-твоему, есть иллюзорный образ, не-Часовая Белая Песня? — ледяным менторским тоном спросила она, откидывая травлёную крышечку, — и сразу же перебила, поймав оной крышечкой свет так, чтобы мазнуть им по лицу собеседницы.
— И каковы пределы его применения? — услышала Нериллин уже свой собственный голос, глядя, как её копия вытряхивает из коробочки остатки цукатов.

— Ура, теория магии, — вяло отозвалась та из кресла. — Я посредник, и передаю слова и вещи тем, кого, может, и не видела никогда, чтобы они передали это ещё дальше. Я предоставляю средства для тех, кто в них нуждается. Обсуждать изменения — не моё дело. Моё дело — найти исполнителя, который сделает именно то, что указано, именно так, как указано, именно в такой срок, какой указан.
Я предоставляю средства для тех, кто в них нуждается, — едко повторила иллюзорная Нериллин с характерным выражением «Небо видит, я пыталась!» на худом лице. Она щелчком отправила коробочку проплыть по воздуху и зависнуть перед Нериллин настоящей:
— А это подарок. Часов на шесть его ещё хватит.

Настоящая не-Часовая подхватила коробочку и отложила на столик. Покачала головой:
— Вот всегда так, пускаешь в дом кого-нибудь, предлагаешь хорошую сделку, а всё катится к демонам из-за нежелания следовать элементарным инструкциям.
— М-да уж, — согласился показавшийся в дверях Тайрет. Осмотрел иллюзию и потянулся к ней рукой: очертания её начали таять, и через мгновение чародейка снова приняла свой прежний облик.

— Ну что за манеры! — обиженно проворчала Тесмена. — Да всё с вашими драгоценными инструкциями будет в порядке.
На пустом её кресле при этих словах блеснуло: это из зеркала высунула нос волшебная лягушка и принялась сосредоточенно заглатывать брошенные листки.

— Прелесть какая, — улыбнулась Нериллин и развернулась к Тайрету. — А где травник про суккуленты?
— Найду. Но после того, как оторву Инвару голову, — мрачно отозвался друид. — "Ничего такого не бу-удет, я за ними слежу-у"...
— Рискуешь не успеть, — хмыкнула чародейка, привстав у перил. Что-то увлекательное, наверное, было внизу, раз она мурлыкала и отстукивала ноготками по дереву бодрый мотивчик. Увлекательное и недолгое, раз после пары тактов она уже семенила к своему креслу, зыркнув сперва зачем-то на Тайрета.

Вовремя, можно сказать, спохватилась, потому что вскоре в эти же перила вцепился сердитый и лохматый молодой гиппогриф, усердно старавшийся взять в толк, куда ему тут деть все лапы и крылья.
Нериллин, как обычно, сначала сделала, а потом подумала, молниеносно запустив в гиппогрифа первым, что попалось под руку: босоножкой.
— Он не... — начал было Тайрет, но было уже поздно: означенный предмет обуви прошел прямо сквозь зверя, перелетел через перила и упал в траву.
— Даже жалко, — вздохнула эльфийка. — Можно было бы его ещё и к ремонту крыши припрячь...

Тесмена же молча присосалась к вину, то ли слишком утомлённая чарами, которые, впрочем, уже развеяла, то ли заинтригованная манерами хозяев дома.

— Поищу-ка я травник тоже... Ты его никому не отдал? — окликнула Нериллин развернувшегося было Тайрета. Тот внимательно проследил, как она встает с кресла, и пожал плечами: может, и отдал, может, и нет. Через мгновение оба удалились в дом.

А оставшаяся в одиночестве высокорождённая устало покосилась на брошенную на столе коробочку: ну что ж, вояки не меняются...

ID: 20223 | Автор: Ever-facepalming Nerillin
Изменено: 16 октября 2018 — 14:33

Комментарии

Воздержитесь от публикации бессмысленных комментариев и ведения разговоров не по теме. Не забывайте, что вы находитесь на ролевом проекте, где больше всего ценятся литературность и грамотность.
15 октября 2018 — 11:13 CSS-сенсей Zildjinn

Уже третий раз открываю эту тему с мыслью "О, какие-то умозаключения о магии в Азероте? Надо почитать...".
Открываю - а тут просто ...кхм... реворк логов в худ.текст. Прям какое-то разочарование =\

15 октября 2018 — 11:28 esmene

Ну не просто так же мы бирку «Отыгрыш» цепляли-то, а? :)
Ну и почему сразу реворк? Это аутентичный дискордовый лог, между прочим!

Впрочем, если душа просит, отчего же благородным донам и доньям и не обсудить пределы применения иллюзорных образов, м-м?

15 октября 2018 — 14:01 CSS-сенсей Zildjinn

Совершенно не понимаю, почему бы благородным донам и доньятам не обсудить пределы применения иллюзорных образов!

15 октября 2018 — 14:29 Rodoljub Vulovic Roki

Ну, это…
4397663b-3678-4de2-9df8-41db9097e863.jpeg

15 октября 2018 — 14:32 CSS-сенсей Zildjinn

Почитай Стругацких, "Трудно быть богом". Станет понятнее

15 октября 2018 — 14:57 esmene

Ш-шшшы, какая жестокость! Оно ж на пару порядков длиннее этого лога!

…а возвращаясь к ранее обозначенной теме конференции, отметим, что в рассматриваемом случае предел применимости иллюзорного образа наступил на друиде (друида?) Тайрете (Тайрета?). В качестве предполагаемых факторов ограничения применимости и.о. назовём следующие:
а) друид шибко умный;
б) друид шибко наблюдательный и/или тонко чувствующий;
в) друиду Изумрудный Сон жить спокойно не даёт;

а для дальнейшей консультации приглашаем выступить специалиста по отдельно взятым друидам, коллегу Nerillin.

15 октября 2018 — 15:15 Ever-facepalming Nerillin

Нельзя упускать из виду факторы места, времени и степени близости с иллюзорным объектом.

Используй чародейка образ какой-нибудь незнакомки, наш высокоморальный медведик, может, и не сразу бы обратил внимание, и, может, не стал бы эту иллюзию рассеивать. Случись ей разминуться с ним где-нибудь в городе под иллюзией с другим незнакомым лицом, он скорее всего и внимания не обратил бы на это. А вот изрядно намозолившая глаза племянница, которая не так стоит, не так держит голову и не так складывает руки, рядом с более правдоподобной версией себя — это совсем другая история.

Дьявол в деталях, как водится.

15 октября 2018 — 15:25 esmene

Коллега, прокомментируйте, пожалуйста, и второй эпизод: иллюзорного гиппогрифа.
Уместно ли предположить, что здесь речь снова идёт о факторе близости — сиречь эту гнусную шкодливую тварь хозяин дома тоже знал как облупленную?

15 октября 2018 — 15:37 Ever-facepalming Nerillin

Тут в дело вступают уже упомянутые в дискуссии факторы: шибкая умность, шибкая наблюдательность и неспокойная жизнь.

А для не-Часовой иллюзорный гиппогриф выглядел достаточно правдоподобно, чтобы в дело вступил инстинкт, развившийся еще в детстве, благодаря немалому количеству времени, проведенному в окружении этих существ, и знанию их повадок.

15 октября 2018 — 15:46 esmene

Говоря об инстинктивных реакциях, нельзя не вспомнить и следующую деталь: иллюзорный образ собственно не-Часовой Нериллин, кажется, не вызвал у последней ни малейшего душевного отклика. Неужели дело и вправду в упомянутом дефиците воображения у кадровых военных?

15 октября 2018 — 15:51 Ever-facepalming Nerillin

Или же дело в том, что кадровые военные способны наблюдать разворачивающиеся события с поистине непоколебимым спокойствием. Или же в умении сохранять бесстрастное лицо в любых обстоятельствах. А может, она просто задумалась: посмотрела со стороны, как ложится свет на блузку, и решила, что надо бы еще и платье такого цвета заказать...

15 октября 2018 — 18:38 esmene

Спасибо за консультацию, коллега. Впрочем, у меня остался ещё один вопрос: следует ли считать описанное представление об иллюзорном образе лишь как о некоторой степени модификации реального, причём обязательно сохраняющей массогабаритные характеристики последнего, типичным для сегодняшних Часовых?

Всё же после известных событий, послуживших поводом к возвращению чародеев в ряды вооруженных сил калдорай, прошло достаточно времени, чтобы успеть ознакомиться с более высокотехнологичными образцами иллюзий, в том числе и отдельно стоящих.

15 октября 2018 — 18:51 Ever-facepalming Nerillin

Отличный вопрос, коллега.

К сожалению, моя выборка Часовых слишком мала, чтобы перейти от частного к общему, поэтому прошу понять мое желание временно воздержаться от категоричных высказываний. Но я приглашаю нашу аудиторию присоединиться к обсуждению этого животрепещущего вопроса! Поистине, в этом диспуте может родиться стройнейшая из теорий, которую когда-либо видело наше сообщество.

15 октября 2018 — 19:02 Void Guard Ramgarrot

Гениально :D

16 октября 2018 — 12:51 Pentala

Я вас обожаю.
Но вы и так это знаете)

16 октября 2018 — 10:32 CSS-сенсей Zildjinn

Я бы сказал, что фактор близости работает всегда. Применяя иллюзию на какой-либо объект, маг должен знать не просто какой-либо сферический образ в вакууме, он должен четко представлять отличительные нюансы применяемого образа, его отличия от сферического, собирательного. Как пример: "Примеряя" на себя образ солдата какой-либо армии, маг должен продумать (хотя бы подсознательно) индивидуальность этого образа.
В подавляющем большинстве случаев замены внешности на гуманоидный образ это правило не используется, так как обычно применяют образ уже существующей персоны. Однако даже в этой ситуации есть риск распознавания иллюзии: если вы применяете на себя образ Кадгара, а окажется, что ему вчера в глаз засветили и синяк на половину хари, а тут вы такой чистенький и гладенький - это ведь наведёт на сомнения.

16 октября 2018 — 13:08 esmene

Это довольно поверхностное замечание, мессир вольный слушатель, к коему легко подберёт контраргументы любой практикующий мастер-иллюзионист.

Факторы места, времени и близости должны быть учитываемы всегда непременно и комплексно. Разумеется, не всегда есть возможность выстроить иллюзию в полном соответствии с каждым из них — хотя вернее следует сказать, что как правило нет возможности выстроить иллюзию в полном соответствии с каждым из них, и потому существуют классические приёмы компенсации неполноты построения.

Так, например, иллюзорные образы известных персон вроде господина верховного мага Кадгара как правило не являются образами первого выбора даже в том случае, если вам всенепременно необходимо задавить авторитетом какого-нибудь случайного кирин-торского исследователя. Уместнее использовать облик его непосредственного начальника, кредитора или же городского стража при исполнении служебных обязанностей.

Во-вторых, успешные мастера-иллюзионисты не зря полагаются также и на приёмы актёрского мастерства, равно как и на общую живость ума. Если, сообразно с вышеуказанным примером, акцептора иллюзии смутит отсутствие примечательного синяка, на то есть естественный ответ: разве господин верховный маг стал бы разгуливать в столь непрезентабельном виде, если у него буквально вот-вот состоится совещание, свидание или участие в торжественном параде?

Более того, фактор близости в рассматриваемом примере легко нейтрализуется в большинстве случаев хотя бы тем, что типичный акцептор вряд ли имел возможность созерцать означенного верховного мага иначе, чем издали на том же параде.

Также предлагаю рассмотреть в качестве контрпримера ситуацию, когда требуется отвлечь или напугать, к примеру, среднестатистического патрульного в условиях ограниченной видимости — а впрочем допустимо даже и без них. Здесь без труда можно обойтись лишь несколькими, не индивидуальными, а просто хорошо распространёнными стимулами.

16 октября 2018 — 13:58 Ever-facepalming Nerillin

Позволю себе небольшое дополнение по поводу представленного контрпримера, коллега.

При необходимости напугать акцептора мастеру-иллюзионисту важно учитывать и то, что у среднестатистического патрульного может сработать условный рефлекс, который вынудит его напасть прежде, чем его сознание создаст полное представление о ситуации.

Таким образом, творящий иллюзию должен четко соблюдать соответствующие меры безопасности. Не сомневаюсь, что именно такое положение дел и подразумевается в примере, но нелишним будет заострить на этом внимание.

16 октября 2018 — 14:29 CSS-сенсей Zildjinn

Именно. Применяя какую-либо иллюзию, следует четко представлять возможные последствия и быть готовым к этому. А не уповать сугубо на иллюзорный образ, считая его панацеей от всех бед

16 октября 2018 — 15:23 esmene

Разумеется, коллега.
Но для нашей почтеннейшей и широчайшей аудитории, среди которой наверняка имеются и начинающие иллюзионисты, отмечу, что среди мастеров нашего искусства термин «испугать» толкуется обычно более расширительно, нежели среди ценителей грубой силы.

Так, стимулом для испуга гипотетического патрульного вполне могут служить, к примеру, характерные отблески и запах гари в подходящих для этого условиях.

Ну и безусловно, реципиентом устрашающего образа в более тривиальных случаях иллюзий чудовищ или политических противников может служить более подготовленный (и бронированный) напарник мастера-иллюзиониста.

16 октября 2018 — 19:02 Pentala

Девчат. Можно гораздо проще.
Рассказать патрульному страшилку о медведе-эксгибицонисте, раздевающим девушек в полнолуние а потом показать этого медведя. Если он/она не испугается сам то создать иллюзию убегающей жертвы и преследующего её медведя.
В результате - патрульный отвлечен и напуган даже если физически не способен пугаться.
Можно ведь испугаться за другую персону?!
правда это требует навыка управления проекциями на большом расстоянии.

16 октября 2018 — 19:31 esmene

Учитывая обстоятельства, я всё же склонна классифицировать иллюзию подобного рода именно как способ отвлечения внимания, а не «страшилку».

К слову, схему можно упростить ещё сильнее, если придать случайному прохожему сходство с любой персоналией с плакатов «Разыскивается». В отличие от варианта с медведем, этот способ не требует существенной подготовительной работы.

16 октября 2018 — 20:59 Юная авторесса Бриана

Если ты считаешь, что иллюзия - это как жвачка на спину, тогда да, подготовки не нужно. Но придание сходства подразумевает, что иллюзия должна до определённой степени двигаться вместе с жертвой, действия которой для использующего иллюзию непредсказуемы.

Человеку с такими способностями вообще не имеет смысла самому ходить по улицам. Ему должны приносить всё необходимое рабы из тысяч империй, которые он разрушил. Такие способности позволят подстраивать убийства, почти неотличимые от несчастных случаев. Они должны быть подвержены всем тем же ограничениям, что и, например, контроль разума.

16 октября 2018 — 21:21 esmene

В первую очередь я считаю, что грамотная иллюзия — это грамотная работа с контекстом.

Взять, например, предыдущий комментарий, контекст которого предполагал, что «существенная подготовительная работа» — это необходимость скормить патрульному подходящую правдоподобную байку, что требует в первую очередь совершенно немагических навыков.

16 октября 2018 — 21:58 Юная авторесса Бриана

А если вычеркнуть контекст вместе с байкой, ничего и не поменяется. Я не хочу читать лог, поэтому заранее выношу за скобки всех "особенных медведей" и "особенных стражников" в особенных сообществах, где такое - норма. Но у обычного стражника на бегущего за жертвой медведя будет весьма характерная реакция вне зависимости от баек. Надеюсь, теперь ты понимаешь, почему я не придала этому значения.

16 октября 2018 — 22:07 esmene

Медведя в локации, где медведей может вообще не быть/не существовать? В локации, где это священное тотемное животное? О, она будет разной.

Нет, я поняла постановку вопроса, разве что не успела ответить толком в один заход. Просто я, в свою очередь, совсем не вижу смысла вдаваться в детали игромеханических реализаций иллюзий, кои обычно уже предусмотрены для нас и за нас. Остаётся только оптимальное их использование в правильном контексте.

16 октября 2018 — 22:25 Юная авторесса Бриана

Я не собиралась и не собираюсь спорить, но откуда это взялось?

игромеханических

16 октября 2018 — 22:30 esmene

А как ещё одним словом назвать всё то, что опишет нам, что именно «иллюзия должна», что именно «способность позволяет» и как иллюзии «должны быть подвержены ограничениям»?

16 октября 2018 — 22:59 Юная авторесса Бриана

"механические" - ещё как-то пойдёт, но "игро" - тут лишнее. Они нужны не для баланса персонажей, а чтобы правдоподобие мира не отвиндикарилось.

16 октября 2018 — 23:29 esmene

Ну, и я спорить не буду.

16 октября 2018 — 22:00 esmene

Что же касается возможностей, свойств и ограничений соответствующих заклинаний, то здесь, как мне представляется, предмета для дискуссии вообще нет, если мы, конечно, не собираемся повернуть её на кривую тропинку разработки пятнадцатого конкурирующего стандарта :)

17 октября 2018 — 11:38 CSS-сенсей Zildjinn
то же касается ...свойств... соответствующих заклинаний, то

*вдохнул*
Иллюзия есмь способность объекта с помощью арканных эманаций искажать длину волны отражаемого света\заряд потока отражаемых фотонов, что приводит к изменению восприятия образа объекта наблюдателем.
*выдохнул*